(no subject)

Aug 13, 2012 14:17

Вчера приехала от мамы и бабушки, ездила на выходные. Каждый раз возвращаюсь в детство, когда к ним приезжаю. Приезжаю, надеваю домашнее платье, которое мне шила мама в то время, когда я была ещё девятиклассницей, и становлюсь ребёнком, максимум подростком. Такая забота, в которой просто растворяется повседневная взрослость, когда желания исполняют раньше, чем я успею их сформулировать самой для себя.
Я не знаю, откуда в них столько любви, безусловной, безоговорочной, она во всех словах, взглядах, поступках, она в воздухе, её можно пить, её ощущаешь кожей.

Бабушка рассказывала о детстве. Хочу записать по максимуму её словами.


"Нам було ходить в школу чотири кілометри, в сусіднє село. Зимой виходили - ще зовсім темно було, хтось один в селі просипався раньше всіх і йшов по хатам, в школу всіх збирать. Часто приходили теж затемно, нас пускала тітка-сторож, лягали спать в класі - ждали всіх, поки зберуться.

А то, було, йдем, по одній стороні балки ми, по другій - вовки, ціла стая. Ми стали кричать, голосить громко, вони пішли.

А то колись зимой шли, уже був кінець зими, і в балкє крига йшла, сильно так. Ми порозбувалися, перейшли босяка через ту кригу, і хтось, вже як перейшли, каже: "Шось так не хочеться в школу йти, йдемо назад". Ну і пішли. Батькам сказали, що крига, вони потом в щоденнику писали вчителям, що не були діти в школі, тому що балку не могли перейти. Ми ж не стали казать, що вже перейшли, а потом вернулись, ти шо, чи ми дурні?

Колись мамка забирала нас зі школи бричкою, ми їдем, і тут кобила стала, порхає, боїться їти - вовків почуяла. Мама каже: "Кричіть, діти", ми стали голосить, вовки пішли геть.

А колись майже зараз після війни /*бабушка 41го года рождения*/ був праздник, мамка напекла блинів з кукурудзяної муки. В нас рідко тоді щось таке було, батька вбили в війну, мамка сама нас тягнула, їсти часто було нічого, ще й голод. В общєм, напекла блинів. А ми в жмурка грали, І один мальчик прятався і прятався у нас в сінях, блини всі і витаскав, хотя в них не було такого вже голоду, батько був, но блини понравились йому дуже. А мамка думала, що то я, влетіло мені.

А то ще мені колись мамка пошила юбку, красиву таку, ткань плотна, хороший такий сатин, синя-синя, меня понравилась дуже. Мені тоді років десять було. І от я її оділа, пішла гулять. Гуляла в садку, падала з яблуні, зачепилась юбкой за вітку. Висіла там, поки юбка не порвалась, ткань хороша, плотна, довго вісіла. Юбку сховала потом за сундук у хаті, боялася, що мамка бити ругать буде. Вона потім вже спитала через скікись днів: де це твоя нова юбка? Я вже й призналась, вона й не ругала майже, що вже скажеш, зашила і всьо."

Я её слушаю и слушаю. Живые картинки из другого века, который воспринимается как что-то невероятно далёкое. Слушаю это совершенно очаровательное для меня "гуляла в садку, падала з яблуні", сказанное на одном дыхании, и эти картинки становятся всё более живыми и яркими.

А в моём детстве до 11 лет была ещё и прабабушка, которая родилась ещё до революции, которая обожала меня и разбаловала до невозможности, благодаря ей, маме и бабушке у меня было самое счастливое детство, я не знаю, как может быть лучше, честно. Сейчас прабабушки уже нет, давно нет, но мама и бабушка - есть, и это счастье, это солнечные блики в листьях вишни под окном, запах ночной фиалки на клумбе, букет мокрых от утренней росы астр утром в день рождения, первая поездка на море и восторг от солёного запаха, брызг и солнца, это украшенная к Новому году квартира, это тихое зимнее утро вдвоём с сестрой в нашей крошечной детской комнате, светлой от снега за окном, это нежность и тепло моего сердца.

калейдоскоп, мысли вслух, дивности, детство, семья

Previous post Next post
Up