В Топе ЖЖ кипят нешуточные страсти -
выясняют, чем является «Лолита» - разоблачающим, до боли откровенным произведением о преступлении, или все-таки историей больной и странной, но любви.
С удивлением выяснила, что вторая точка зрения у нас очень популярна. Ее поддерживают и мужчины, и женщины. Впрочем, что там ЖЖ, да и вообще интернет… В моей юности популярны были «лолитины очки», и прочие модные атрибуты, имеющие прямую связь с главной героиней. Выходит, огромное количество граждан так и не поняло задумки автора, и превратила психологическую трагедию в пошловатую историю «молодой, да ранней». В то время как в тексте явно говорится о преступлении.
Доказательство первое. Реальная жуткая история, которая лежит в основе сюжета
Это история девочки по имени Салли Хорнер, которая в 1948 году украла блокнот из магазина в городе Кэмден, штат Нью-Джерси. Этим поступком она хотела произвести впечатление на компанию ровесниц, с которыми ей очень хотелось подружиться. Однако в магазине она встретила Фрэнка Ласелля, осужденного несколько раз за изнасилования несовершеннолетних девочек. Фрэнк представился ей сотрудником ФБР, угрожая отправить её в колонию, если она не будет выполнять его просьбы. Спустя несколько месяцев Фрэнк похитил Салли и заставил заняться с ним сексом. Они начали жить вместе, переезжая из штата в штат, и ведя себя на людях как отец и дочь. Когда одна из соседок, Рут, заподозрила что-то неладное, и только тогда преступника удалось задержать и посадить, а девочка вернулась к нормальной жизни. Разве есть в этом хоть какая-то романтика?
Доказательство второе. Обложка книги
Сам автор настаивал на том, чтобы на обложку не выносили маленьких девочек, особенно в чрезмерно сексуализированном виде. Одним из его любимых изданий являлась книга из серии Livre de Poche издательства Gallimard 1963 года. На лицевой стороне обложки изображено лицо Лолиты, а на задней - затылок. Это решение Набоков счел «восхитительным». Были и издания, которые вызывали у писателя негодование - это издания с молодыми, откровенно показанными девушками. Но что-то мне подсказывает, что именно такое и представляет средний зритель.
В экранизации же 1997 года Лолита (12 лет) и вовсе выглядит девушкой, в большей степени, чем ребенком, и она определенно старше (Доминик Суэйн тогда было 15 лет). Именно это привлекает миллионы, но идет вразрез с описанным в книге. Кстати, изначально там должна была играть Натали Портман, но она не горела желанием «целоваться со стариком», что как бы намекает, как настоящие девочки реагируют на эту историю. Кроме того, по американскому законодательству несовершеннолетние актрисы не могут участвовать в съемках сцен полового акта, поэтому для всех таких эпизодов в фильме использовали дублершу. В этом плане кино очень сильно испортило задумку автора.
Доказательство третье. Нимфетка и дьяволица
У Набокова много раз спрашивали, где он взял слово «нимфетка». А он и не придумывал ничего, просто прибавил окончание. Нимфа - это кокон бабочки. Ну то есть не полноценная бабочка, а только ее заготовка. В то же время в глазах Гумберта Лолита показана некой хитрой дьяволицей, которая точно знает, чего она хочет, и сама соблазняет несчастного мужчину, который даже не первый. Такое объяснение довольно часто дают своим преступным склонностям. Человек отказывается присваивать и контролировать свои эротические импульсы, он считает, что его околдовали, соблазнили, одурачили, спровоцировали. Это похоже на истории о ведьмах, которые наводили колдовство при помощи красной помады. И на умелое спихивание с себя ответственности за происходящее.
Доказательство четвертое. Лолита мечтала о побеге. Копила на него деньги, и в конце концов осуществила свою задумку, убежав к педофилу едва ли не более мерзкому, чем сам Гумберт. «Уж больно апатично зарабатывала она свои три копейки (а потом три пятака) в день, а в иных случаях умела жестоко торговаться, когда было в ее власти отказать мне в некоторых особого рода разрушающих жизнь, странных, медлительных, райских отравах». «…склоненная над эпилептиком, равнодушная виновница его неистового припадка крепко сжимала горсть монет в кулачке, - который я потом все равно разжимал сильными ногтями, если, однако, она не успевала удрать и где-нибудь спрятать награбленное». «Я заверил ее, что пока господствует мой режим, ей никогда, никогда не будет позволено пойти с распаленным мальчишкой в кинематограф или обниматься с ним в автомобиле, или встречаться с кавалерами на вечеринках у подруг, или вести вне предела слышимости долгие телефонные разговоры с молодым человеком»
Доказательство пятое. Невозвращение
Несмотря на бедную и несчастную жизнь, Лолита ни за что не хотела возвращаться к Гумберту. Что о многом говорит.
Словом, в том, Лолита - роман не о любви, сомнений нет. Но почему же в головах многих граждан он все-таки о любви?