Увидела интересный спор о травоядных мужчинах. Термин «травоядные мужчины» существует где-то с середины 2000-х годов. Его ввел японский исследователь проблемы падения рождаемости. Вот что по этому поводу пишут:
«Он обнаружил кучу вполне себе здоровых, нормальных, воспитанных, образованных и обеспеченных мужчин, совершенно не стремящихся к браку и вообще отношениям с женщинами. И совсем не потому, что не могут или не хотят. Их воспитание таково, что не позволяет им быть завоевателями и добиваться понравившейся женщины. Бесконечные разговоры о границах, недопустимости насилия, любой агрессии, сделали свое дело.
Они спрашивают разрешения на все и, получив первый отказ, больше не спрашивают. Они милы, они внимательны, способны выслушать и проявить понимание. Они совершенно безопасны. И совершенно не вызывают влечения. Автор статьи считает такое явление следствием возросших требований феминисток к допустимости таких мужских качеств как агрессия… и стремление доминировать.
Одни мужчины воспринимают такую критику, как стремление их кастрировать и сопротивляются, оскорбляя и проклиная [женщин]. Другим воспитание не позволяет открытый бунт. И они подчиняются. Становятся "травоядными". Но при этом отказываются от отношений. Или так невыразительно и вяло ухаживают, что девушки не чувствуют, что их хотят или добиваются».
Точка зрения, в принципе, понятна, но есть несколько больших «но». Во-первых, это Япония, где много работают. Как ни откроешь какую-нибудь статью про них, так обязательно там кто-то работал по 14-18 часов, и умер от инфаркта прямо на рабочем месте. Полно статей есть про их переработки и хитрую систему оплаты труда. Большинство людей не могут совмещать работу в таком темпе и отношения. Иначе им придется от чего-то отказываться, и судя по всему это будет сон и походы в туалет. И женщины у них многие по этой причине отказываются от отношений, так что не совсем корректно приводить их в пример. Восток - дело тонкое. Давайте лучше про наши реалии.
Во-вторых, если почитать комментарий, то складывается впечатление, что современное общество только и делает, что истребляет благородных «хищников», которые готовы годами красиво добиваться женщин (и дарить им моря и океаны, не говоря уж о цветочных полянах). И приветствует «травоядных», которые тихонько сидят в уголке, и всего боятся. И вот от этой беды скоро все вымрут, как динозавры. Но это не так, и вот почему.
Возьмем любую русскую классику, где современностью и не пахнет. Там же обязательно какой-нибудь нерешительный студент ходит в дом к благородной девице. И в этом описании вы найдете множество недосказанностей. Вот он приглашает ее кататься, а она - нет, право, я не хочу, чтобы мы сделались басней этого города. Вот он читает ей стихи, а она смеется. А старый дядюшка, непременно присутствующий при этом, смотрит строго, наедине же нельзя. Но вот она все-таки набралась храбрости, приходит к нему в дом, а он бежит, тайком, через кухню, через калитку, чтобы не объясняться. Чтобы не слышать ее упреков. Ведь он намекал. Там такая игра полушепота, полутонов, современным травоядным и не снилось. Все это в окружении бабушек, дядюшек, тетушек, матушек, батюшек. Остаться наедине - уже опорочить. Это даже не уровень травоядности, это я даже не знаю, что.
А где же хищность, спросите меня вы. Нет ее разве? Но потом в том же цикле рассказов такой же по своему возрасту и общественному положению герой встает ночью попить водички. Глядь - где-то в сенях, в каморке без окон, спит босоногая горничная-сиротинушка, и юбка задрана аж до колена. Ну спит же, не отбивается? И ногу эту так некстати выставила, что на нее как раз падает тусклый лунный свет. Наверняка неспроста. А это значит, что и спрашивать не надо. Чего тут церемониться? Тем более уж - добиваться. А потом опять стихи в салонах, дядюшки, тетушки, кружева. Тонкие полунамеки чувствительных благородных девиц.
Это я к чему говорю. Возможно, некоторые рамки и сделали нас более «травоядными» что ли, то есть более внимательными, чувствительными к отказам, и так далее. Но как по мне, для того, чтобы услышать отказ из уст понравившейся девицы, как раз и нужна смелость. Мужчина, который может услышать «нет» - смелый. Мужчина, который способен это «нет» понять - адекватный, порядочный человек, а вовсе не травоядное. Отсутствие же границ, как видно из опыта, не превращает людей в благородных львов, которые как тот художник из песни, продадут дом, картины и кров, и замостят площадь розами. Оно превращает их в падальщиков, которые привыкли зорко искать тех, кто беднее и слабее, не имеет влиятельной родни и не может дать сдачи.