Сразу хочу заметить, что не считаю давно полюбившиеся зрителю, яркие и трогательные советские мелодрамы какими-то неправильными или вредными. Они - всего лишь отражение взглядов, ценностей и жизненных установок своего времени, блестяще донесенные до нас талантливыми режиссерами прошлого. Но если пересматривать полюбившиеся фильмы в 2022 году, то обращаешь внимание на некоторые детали.
Вот, например, выбор героинь, несчастных в личной жизни, порой сильно удивляет.
- Блестящая красавица
Например, роскошная статная Анфиса из «Девчат» в сухую проигрывает маленькой, но более компанейской и доброй Тосе. Можно было бы сказать, что это из-за плохого характера. Но ведь ничего такого, что покажется ужасным современному человеку, в Анфисе и нет. Да, не любит, когда трогают ее вещи. Но ведь сейчас из каждого утюга только и кричат о личных границах. Да, умеет и любит ухаживать за собой даже в тайге. Но ведь разве не рекламный слоган «ведь ты этого достойна» покорил миллионы женских сердец?
Впрочем, в несчастную судьбу Анфисы не верили даже некоторые ее современники. Мол, фильмы - фильмами, а в жизни бы эта красивая женщина одна не осталась.
- Большая начальница
Людмила Прокофьевна Калугина из «Служебного романа» и Катерина из «Москва слезам не верит» - отличные примеры несчастных-пренесчастных, задавленных своим одиночеством женщин на руководящих должностях. Никакие деньги, никакое уважение и социальный статус не могут их хоть как-то развеселить. А вместо многочисленных кавалеров вокруг них - выжженное поле мужского безразличия.
Не осуждая работу режиссеров и сценаристов, пытаюсь понять саму логику выбора таких героинь. Почему чем героиня успешнее, тем она несчастнее? Почему самое пронзительное одиночество не где-то в общей комнате на пятерых в тайге, а в отличной квартире с высокими потолками и хорошей по тем временам обстановкой?
- Женщина в возрасте 34-39
Попыталась прикинуть, какой возраст является для советского кино самым несчастным возрастом женщины. И получилось у меня, что это возраст с 34 до 39 лет, который многие современные дамы считают чуть ли не самым плодотворным в плане встреч с противоположным полом. Ведь женщина нравится и молодым мужчинам - от 18 до 30 лет. И зрелым - от сорока и до бесконечности. Все многообразие одиноких холостых граждан полностью к ее услугам.
Однако в советских фильмах ситуация обстоит противоположным образом. Женщины 30+ униженно обивают пороги заведующих клубами, чтобы записаться на танцы, судорожно хватаются за последние соломинки в виде порядочных, но нелюбимых мужчин, позвавших замуж, а то и вовсе отчаянно пристают к бывшим одногруппникам, потеряв голову от тиканья своих женских часов. Вот что это такое вообще? Как это объяснить?
- Мать-одиночка
Интересный образ в советском кино - это мать-одиночка. С одной стороны, видно, что государственный заказ работает на то, чтобы снять с таких женщин печать позора и унижения. Тем более, что в послевоенные годы количество матерей-одиночек было довольно высоким - мужчин на всех элементарно не хватало. С другой стороны, женщины с детьми рисуются уж очень темными, трагичными красками. И особенный акцент почему-то делается на отсутствие личной жизни даже при выросших уже детях. Мол, сидит женщина, одна-одинешенька, и ждет хоть кого-нибудь. А иногда и вовсе не дожидается.
В реальности мне доводилось беседовать с одной дамой, которая в свое время - в 70-х годах как раз была матерью-одиночкой, проживающей в собственной квартире, доставшейся ей от предприятия. Любовных историй она мне рассказала на целую книгу, надеюсь, когда-нибудь я ее напишу.
- Активная общественница
Впрочем, если у описанных выше типажей шанс встретить своего единственного все-таки появляется где-то ближе к середине мелодрамы, то есть еще один типаж, который навсегда остается одиноким в любой киноленте, и правило это не знает исключений. Это активная общественница Шурочка, и гражданки, похожие на нее.
Бойкие, активные, обожающие сплетни женщины, проживающие общественную жизнь вместо личной. Кстати, в описание пьесы, легшей в основу «Служебного романа» говорится, что Шуре от 30 лет и до бесконечности. В фильме подчеркивается, что это симпатичная женщина. Но, кажется, общественная жизнь отняла у нее не только возраст и способность влюбляться, но и пол. Современные психологи назвали бы это состояние сублимацией, но жизненный опыт говорит - именно такие активные дамы одни, как правило, не остаются до последнего вздоха…
Не очень понятно, почему образы в кино так расходились с реальностью, что сегодняшней, что наших дней. Впрочем, можно обойтись и без лишнего анализа, и просто наслаждаться любимыми фильмами под настроение. А про себя помнить, что кино - это все-таки красивая сказка. А не готовый женский жизненный сценарий, которому нужно следовать…