Наблюдала недавно слет юных сказочников. Презрев нормальные правдоподобные сюжеты типа «по щучьему велению» или «скатерть-самобранка», они упорно рассказывали мне историю про нормальную жену, которая должна накормить всю семью из расчета 5-7 тысяч рублей на человека, а у хорошей хозяйки еще и останется.
Конечно экономия, спору нет, вещь полезная. Но в этом сюжете, исполненном нараспев под те же потасканные гусли «женщина должна», прослеживается еще один сказочный мотив - «должна по умолчанию». Напомнило, как однажды ко мне приходил гражданин, на полном серьезе убежденный, что у женщин есть особый «ген мытья унитазов». Как то вот сформировался он дивным образом в процессе эволюции, и если у женщины такой ген есть, а у мужчины нет, то пусть она и моет, ей это только приятно.
Ну или есть распространенное убеждение про «материнский инстинкт». Что памперсы, стирка штанишек, тертое яблочко - это как-то женщинам «паприроди» положено делать. Что вроде у них особые есть какие-то физиологические предпосылки к бессоннице, вставанию по ночам, и им это не тяжело вовсе, в отличие от уставшего добытчика.
И знаете, в чем, с моей точки зрения главная опасность такого «по умолчанию» и «паприроди»? В том, что они позволяют невероятно изящно обесценить чужой труд, играючи превратить его в безусловный рефлекс, в физиологическое отправление. Типа, ну вот шла баба, между делом случайно родила, не спала, памперсы заменила, уроки с ребенком сделала, отправила в институт. Семью накормила, унитаз помыла, белье постирала, ну так на то и баба, на то и «паприроди». Что ей теперь, медаль повесить?
И если с воспитанием детей и с домашней работой вопрос потихонечку начал переноситься в публичное пространство, и женщины начали вдруг говорить, что ничего не «паприроде». Что тяжело. Что нужно делегировать. Что отец должен участвовать в воспитании и уходе. Что муж должен брать часть домашней работы на себя. И так далее. То в вопросе экономии и «природного» опять же умения быть «хорошей хозяйкой» есть еще много неясностей.
Я скажу вам честно, что у меня, как и многих, были и периоды спада, и периоды долгов. И я прекрасно знаю, что такое экономия. Экономия, то есть хитрые выверты, которые позволяют семье кормиться на 300 рублей в день вместо тысячи (ну или для кого-то эта привычная сумма еще больше) - это именно работа.
- Это трудозатраты, которые уходят на беготню - на поиск товаров по акции и дешевых продуктов.
- Это интеллектуальные усилия, которые тратятся на поиск информации о дешевых блюдах, не вредящих желудку. Расчеты жиров, белков и углеводов. И прочую математику.
- Это физические усилия на приготовление той пищи, которую при наличии денег можно легко купить. На переделку и ремонт той одежды и обуви, которая изначально могла бы быть качественной. На огород.
Чем меньше денег, тем эти затраты выше. Тем больше усилий прикладывает женщина, если груз экономии и распоряжения средствами сваливается именно на нее. И если денег мало катастрофически, то это самая настоящая вторая смена. Можно сказать, это дополнительная работа, которая к тому же еще и не оплачивается. Потому что нет у нас никаких генов, благодаря которым мы по умолчанию сажаем рассаду, крутим банки, перелицовываем старые вещи двоюродной сестры, а также ищем хорошие вещички в специальных группах по акции.
Быть экономной хозяйкой - это не какая-то особая половая привилегия. Это такой же навык, такая же работа. Мы, может, тоже хотим прийти со службы, топнуть ножкой, выложить на стол 15 тысяч рублей и потребовать, чтобы по щучьему велению супруг организовал на эти деньги первое, второе, третье и компот, да еще не забыл купить всей семье носки по распродаже.
Что я хотела сказать этим постом? Желала ли обидеть всех мужчин в мире вместе взятых? Нет. Я только хотела сказать, что экономия в трудной жизненной ситуации это дело двоих. И если работают оба, а коллапс неизбежен, то негоже навьючивать этот тяжелый физически, интеллектуально и морально процесс на одну только женщину, призывая на помощь весь сказочный арсенал, от «хорошей хозяйки» до «женской природы». Оставьте сказки детям, мы все давным-давно уже выросли.