Знаете, что общего у людей, желающих за счет запрета абортов улучшить демографическую ситуацию в России, и обезьян? Пожалуй, поясню на примере.
Есть такой знаменитый эксперимент с обезьянкой и бананом. Обезьянку запирают в комнате, где есть кнопка. Если нажать эту кнопку, то сверху падает банан. Обезьянка счастлива, у нее много бананов. Однако со временем кнопка начинает отказывать. Что-то не срабатывает, и банан не падает. И таких случаев становится все больше и больше. Но обезьянка упорно продолжает нажимать на кнопку. В один трагический день бананы перестают падать вообще. Но та продолжает жать на кнопку, невзирая ни на что. Ей кажется, что в этом кроется какой-то смысл.
Примерно так, уж извиняюсь за аналогию, обстоит дело и с многострадальным правом женщины на аборт. Наблюдая, как количество рождений на одну женщину медленно и печально падает год за годом (по последним данным в среднем на одну россиянку приходится 1,5 ребенка), разные государственные мужи и девы, представители религиозных конфессий и непонятных партий, требуют срочно запретить искусственное прерывание беременности. А если не запретить, то как следует ограничить.
В один день ввести запрет на прерывание беременности не получится, но к этому все идет, и только человек крайне ленивый и очень легкомысленный не видит, как день за днем закручиваются гайки. Все эти дни тишины, недели тишины, подписи священника и председателя сельской администрации, которые с какой-то радости требовались для аборта по ОМС, безумные пролайферы, билборды на дорогах и так далее.
И если религиозных людей я еще могу понять, они действуют в соответствии со своими убеждениями (просто некоторые вместо того, чтобы заниматься собой, навязывают их другим), то средний чиновник вызывает гораздо больше вопросов.
Нет, ну правда, если в искренность людей, которые ежедневно думают о боге, я еще могу поверить, то в искренность чиновников и чиновниц, которые еще пару лет назад боролись за совершенно противоположное, мне не верится. Единственное, что их волнует - вовсе не спасение детских и женских душ. А наивное представление о том, что запретами в отношении абортов можно поднять демографию… И вот тут их (и нас с вами) пожидает неприятный сюрприз.
Дело в том, что количество абортов в России и без них ежегодно снижается. За последние пять лет оно снизилось на треть. И продолжает уменьшаться. Причем примерно одну пятую из этих абортов составляют самопроизвольные выкидыши (таковы особенности статистики) и аборты, сделанные по медицинским показаниям.
Да, по сравнению с благословенными с точки зрения демографии 80-ми абортов стало в разы меньше. Но на рождаемость это влияет… никак. Никак не влияет это на рождаемость. Женщины действительно стали грамотнее, средства контрацепции стали совершеннее, а доля случайных «залетов» в общей массе абортов неуклонно снижается. В СССР процент абортов именно по медицинским показаниям в общей доле был значительно меньше.
Я часто сталкиваюсь с мнением, что основную долю абортов составляет «поганая молодежь», залетевшая в подъезде по пьяной лавочке. Но это, мягко говоря, не так. Молодых женщин, прерывающих первую беременность, около 6-7%. Остальное - взрослые, не первый раз беременные женщины, часто замужние. В 70% случаев - с согласия или по настоянию отцов.
Единственное, в чем не ошибаются даже самые невежественные оппоненты - это в том, что есть категория женщин, которая относится к аборту легкомысленно, мягко говоря. Они дают довольно большой крен в статистике. Только в нашей области моя ровесница сделала около 30 с лишним абортов, чем полностью попрала и мои представления о нравственности, и мои представления о репродуктивном здоровье. Такие полумаргинальные женщины действительно есть, это вам любое исследование покажет. Но они были, есть и будут. И никогда мы не изведем это явление, как не изведем бомжей, пьянство, проституцию и воровство. Впрочем, как и склонность чиновников переобуваться на лету. Другое дело, что толку от этого переобувания нет. И оказывается, что женщины рожают меньше не потому, что могут абортировать (на самом деле, стараются не абортировать), а по массе других причин.
Ну не растет поголовье таким образом. Ничего мы этими запретами не выкружим, никакого прироста населения. Если это когда-то и работало хоть как-то, то уже не работает (прекратите давить на кнопку, бананы кончились). Более того, это постоянное заглядывание под юбку только нервирует женщин, заставляя их предохраняться как можно надежнее. Что, безусловно, прекрасно с точки зрения нравственности, а с точки зрения демографии так себе. Так что с моей точки зрения лучшее, что можно сделать по отношению к абортам сейчас - просто ничего не трогать. И перестать обезьянничать.
Ну и напоследок, чтобы два раза не вставать. Я, конечно, слышала идею, что если срочно не нарожать побольше новых россиян, нас вытеснят иноверцы и инородцы. Но честно говоря, если предотвращать вымирание превращением в культурном смысле в таких же иноверцев и инородцев, с такими же запретами и отсутствием прав женщин, то какая, в принципе, разница? С моей точки зрения, никакой.