Легендарная запись Эдварда Радзинского - "Пророчество Казота" из середины 90-х:
Click to view
%)
Александр Невзоров: Ноев «Титаник»
В результате очередной трепанации черепа России в нем опять обнаружена вата. Данный факт отраден и сам по себе. Но еще приятнее, что полное замещение мозга хлопковым субстратом никак не мешает всем функциям народного организма. Напротив! Он бодр, продуктивен и задирист. Есть все основания предполагать, что задуманное им свершится. Как мы помним, вата способна на многое.
Конечно, не все так просто. Разжигание третьей мировой - тяжелый труд. Дело в том, что мир несколько отсырел и никак не разгорается. Вот раньше русские дразнилки работали безотказно без всяких «Буков». Не нужен был ни чуркинский тверк в Совбезе ООН, ни братания с тасманийскими или сирийскими людоедами.
Все было проще. Мы помним, что Генштаб Российской империи раскочегарил Первую мировую, потратившись всего лишь на тортик для Гаврило Принципа. Романтичный Гаврило отработал тортик по Фердинанду - и тут же все засверкало.
Народ-богоносец встал с колен, направился куда велено и послушно украсил театр боевых действий тремя миллионами своих трупов. Германская вата тоже не подкачала. Война получилась очень эффектная, но загадочная, так как в суматохе забыли придумать ее смысл и какую-нибудь реальную причину.
Впрочем, под наркозом патриотизма беспричинность войны осталась никем не замеченной. Надышавшись ипритом и могильниками, радостно расклекотался двуглавый.
Кстати, для орла дело кончилось плохо. В результате Лева Бронштейн наварил из него очень интересного супа. Народ-богоносец тут же перековал православные штыки в ложки и встал было в очередь за орлятиной, но случилась новая неприятность. Сладкий дуэт Сталина и Гитлера рассыпался. То ли всплыл тортик, то ли тираны не сошлись усами. В результате два фашизма подрались, хотя им-то делить было вообще нечего.
Тут и выяснилось, что у кино «Мировая война» не одна серия, а несколько. Впрочем, Вторая оказалась настолько естественным продолжением Первой, что измышлением причин никто особо не утруждался. Хватило усов и нехорошего тортика. Но это - редкий случай.
Как правило, убедительную причину для начала войны придумать очень сложно, что доказывает бредовая история про Трою. Но долгое время люди как-то выкручивались. А вот к началу XXI века все традиционные дразнилки и вызовы окончательно устарели. Если сегодня влюбленный Олланд похитит В. И. Матвиенко, то у России все равно не появится повод толкать «Армату» на Париж.
Сирия тоже не годится. Единственное, в чем она нуждается, так это в большой партии кетчупа. Все дело в том, что с кетчупом в Сирии сегодня очень плохо. И это единственное, что мешает сирийским дикарям, наконец, сожрать друг друга. Рано или поздно данный факт станет ясен, поставки наладятся и вопрос решится.
Как мы уже убедились выше, войны неплохо развязывались с помощью террористических фокусов. Но теперь признанным лидером в деле террора является мусульманский мир, а Россия и в этом смысле безнадежно отстала. Навыки утрачены. Потомки Суворова и Берии досовокуплялись «до мышей». Теперь они брызгаются офицерской мочой и насилуют иноземных покемонов прямо в своих айфонах. Что самое прискорбное - размер дырочки для наушников их вполне устраивает.
А вот крупнокалиберные негодяи и провокаторы, увы, практически перевелись.
Итак, как мы видим, «красиво начать» традиционным способом шансов у России практически нет.
Конечно, остается мощный ресурс общественного идиотизма. С виду он в полном порядке. Попы блаженствуют, набор скреп пополнился «Буком». Обновилась и витрина: путем сложнейших манипуляций в Госдуме удалось собрать почти все известные образчики патриотических и религиозных деменций. В подборе парламентариев чувствуется рука опытного специалиста по проблемам развития и экспериментаторский задор.
Володин, конечно, научит депутатов синхронно моргать и даже пользоваться пальцами. Но на большее Кремлю рассчитывать не следует. Дело в том, что любовь депутатов к своему отечеству пронзительна и бескомпромиссна. А это верная примета их отчаянного страха за недвижимость на первой береговой линии в Кашкайше, Марбелье или в каком-нибудь другом милом уголке.
Впрочем, не надо драматизировать. Не все так скверно. Среди избранников есть и нормальные жулики, ловко симулирующие задержку. Их патриотизм не так истеричен, потому что они сумели спрятать недвижимость получше, чем их коллеги. Но это не значит, что при случае они откажутся махнуть голову главы государства на сумочку из новой коллекции Gucci. Конечно, нет. Сумочки превосходны и всегда будут лучшим подарком.
Беспокоиться за главу тоже не следует. Россия и создала полицейское государство специально для того, чтобы такой случай избранникам не представился. Это спасает президента, но не делает Думу опорой в пикантном деле разжигания. И симулянты, и настоящие дементники в равной степени ненадежны. Положиться там не на кого.
Картина, конечно, печальная. Но это, повторяю, витрина.
В массах дело обстоит чуть получше. Бессмертные полки, панфиловцы и прочий культ сталинской армии убедили население в том, что лучшее, на что способны русские, - это война. Пропаганде без всякого труда удалось разбудить самые благородные зоологические позывы. Ничего удивительного. Скромность успехов во всем остальном вынуждает блеснуть хотя бы такими талантами.
Тут, правда, опять немножко не сложилось. Не успев как следует раскачаться, иллюзия русской победоносности треснула на Украине. Жало любительской войны погнулось о железные галушки. Блицкриг сорвался. Сегодня Русский мiр прячет набитые в Донбассе фингалы и неотвратимо перерождается в мелкий уголовный террор.
Мир не поднял брошенную на юго-восток Украины московскую перчатку. Вероятно, в силу ее исключительной антисанитарности.
Украинская затея может тлеть еще долго, но горнило погасло - и в нем ничего не выковалось. Разумеется, пара тысяч россиян приобрела навыки в поджогах, краже ковров, а также узнала новые техники изнасилования. Конечно, всякие знания полезны, но это немножко не то, что требовалось Кремлю.
Соблазн большой войны понятен и простителен. Завоевательные походы остались в прошлом. Грабительские, увы, тоже. Сегодня внешняя война - это лишь универсальный «разводной ключ» для починки своей барахлящей государственности.
По возможности им пользуются все страны и правительства. И это понятно: у власти появляется возможность массово прикопать лишних, без стеснения возвысить нужных и тотально порадовать тупых.
Чаще всего этот комплекс мер работает и продлевает жизнь даже самым кривым режимам. А ядерность возможного конфликта только усиливает его привлекательность, открывая безграничные возможности здорово сэкономить на сносе ларьков у метро.
Россия не исключение. Ее, действительно, опять пора чинить. Но это понятно не только в Кремле. Соответственно, роковой инструментик никто не даст. И дело не только в том, что Западу больше нравится ломаная Россия. Нет. Просто ему известно, что русские способны разворовать всё. И даже конец света. А этот аттракцион, несомненно, заслуживает лучшей участи.
https://snob.ru/selected/entry/115090Другие няшечки и Мякотки от аффтара тут:
https://snob.ru/selected/blog/428/author/20736.
+Владислав Иноземцев: Истоки путинизма
Всякий раз, когда в России или за ее пределами собираются сторонники демократических и либеральных взглядов, дискуссии концентрируются вокруг одного из извечных русских вопросов: «Что делать?» К сожалению, ответа на него не находится уже многие годы; не получается нащупать «нерв» общественного беспокойства; сформулировать привлекательные лозунги; скоординировать усилия внутри собственных рядов. Как следствие, с каждым годом страна все глубже проваливается в самоизоляцию и невежество; проникается духом милитаризма и имперскости. При этом крайне редко внимание демократических политиков обращается к не менее традиционному для России вопросу: «Кто виноват?» Происходит это, на мой взгляд, по очевидной причине: ответ на него считается давно известным. Конечно, виноват В. Путин и «преступная клика», захватившие страну, зомбирующие народ и скупающие все и всех за грязные нефтедоллары.
Это объяснение, однако, не учитывает важного обстоятельства: Россия, которую Путин превратил фактически в свою личную собственность, не была «отвоевана» им у демократических властей - нынешний президент был «за ручку» приведен в Кремль отцом новой России, Б. Ельциным. Сторонниками новой власти оказались олигархи, больше всех заработавшие на рыночном хаосе и умело организованной приватизации 1990-х, идеологом которой выступал главный либерал А. Чубайс. Безграничная власть, обретенная Путиным над государством, была закреплена нормами «самой демократичной» Конституции, разработанной С. Шахраем и В. Шейнисом. Сам национальный лидер» сформировался как управленец в команде неподкупного народного трибуна А. Собчака, одного из признанных лидеров демократического движения в СССР. Так что ныне сетующие на жизнь ветераны «свободной России» не просто «проглядели» В. Путина - они его взрастили и дали ему в руки полный инструментарий неограниченной власти.
Кроме того, не следует забывать, что российские демократы в 1990-е годы сами создали ситуацию, при которой их пребывание у власти стало поистине невозможным. Сначала они запустили экономические реформы так, что экономика рухнула почти на треть, а половина населения оказалась за чертой бедности. Потом они пошли на выяснение отношений с законно избранным парламентом военными средствами. Следующей вехой стало умелое управление государственными финансами, приведшее к дефолту и девальвации 1998 года. Наконец, последней каплей оказалась неспровоцированная отставка самого компетентного за все постсоветское время правительства Е. Примакова, продиктованная исключительно логикой борьбы за власть и финансовые потоки.
Иначе говоря, я считаю, что приход к власти В. Путина и последующее установление в стране корпоративной авторитарной власти даже в малой мере не является случайностью. Истоки путинизма лежат в экономической, внутренней и внешней политике новой России с самого ее основания - и нынешние демократы могут винить в своем положении только самих себя.
Во-первых, в экономике следует обратить внимание на то, что считается у нас главной заслугой власти в 1990-е годы, - на приватизацию. Передав крупные предприятия в частные руки практически за копейки, правительство на годы закрепило в стране систему, при которой доморощенные олигархи получали преимущество перед любыми новыми игроками, которым нужно было построить новые мощности и потом «отбивать» свои затраты, в то время как отечественные «хозяева жизни» пользовались дармовыми активами. Как следствие, в стране после краха СССР построен один нефтеперерабатывающий и один цементный завод, не появилось новых предприятий в металлургии и машиностроении. Даже добыча нефти и газа осталась на прежних уровнях. В Китае, где вместо приватизации государство сохранило контроль над крупными компаниями, но позволило своим и иностранным инвесторам строить новые мощности, сегодня 4 из 100 крупнейших по капитализации компаний в основном работают на фондах старее 1989 года; в России - 74. Отсюда и отсутствующий спрос на новые технологии, и «сырьевая зависимость». По сути, демократы 1990-х не использовали инициативу российских и иностранных инвесторов в целях развития: частное предпринимательство стало инструментом социальной, а не экономической трансформации - оно перераспределило общественное богатство, но не обеспечило его увеличения (последнее стало следствием роста нефтяных цен в 2000-е годы). В отличие от России, Китай в результате реформ, центральным пунктом которых было стимулирование создания новых мощностей, стал первой экономикой мира, а Россия осталась страной, в которой богатство создается из передела активов (а так как главным рычагом такового является власть, то пришествие путинского стиля правления было предопределено).
Во-вторых, отечественные демократы 1990-х оказались не такими уж и демократичными. Победив на свободных выборах еще в советское время, они делали все возможное, чтобы сохранить свои позиции во власти. Критическими точками стали события 1993 года (причем тут нужно вспомнить не только развязывание локальной гражданской войны, но и начало необратимых изменений в системе силовых органов, стартовавших с отставки единственного независимого генпрокурора в новейшей российской истории, В. Степанкова) и выборы 1996 года, когда только тотальная консолидация политической и финансовой элит страны на фоне ряда декларативных шагов (договора с сепаратистами в Чечне и подготовки к созданию Союзного государства России и Белоруссии) и дворцовой интриги, в которой был задействован генерал А. Лебедь, помогла президенту Б. Ельцину победить во втором туре президентских выборов. Именно 1993-1996 годы стали, на мой взгляд, периодом завершения «разгула демократии» в стране: с одной стороны, была утверждена «суперпрезидентская» Конституция, давшая главе государства практически чрезвычайные полномочия; ликвидирована независимость прокуратуры и Конституционного Суда; сформировалась единая финансово-бюрократическая олигархия, работающая на сохранение действующей власти; с другой стороны, основной акцент в политической и идеологической риторике был смещен с ценностей свободы на «отсутствие альтернативы» (почти аналог современной «стабильности»), утверждение суверенитета и мощи государства, поиск «национальной идеи». Россия перестала восприниматься в те годы как нация, обращенная в будущее, и стала восстанавливать символы дореволюционной империи (храм Христа Спасителя, захоронение останков семьи последнего государя), и даже осуществила выплату части долгов царского правительства - от такого первого опыта перейти к апологии советскости В. Путину было уже несложно, ведь в будущем идеала уже не искалось. Еще раз повторю: безальтернативность власти, готовность применения силы против оппонентов, слияние денег и бюрократии и апология прошлого - все эти критически важные основы путинского стиля управления страной были если и не отточены, то заложены в самые «демократичные» годы новейшей российской истории.
Дальше-больше:
https://snob.ru/selected/entry/115098 +2 Муз/Бонуса:
Click to view
+
Click to view