В свое время написал для музея статью, своеобразный рейтинг летчиков-асов, уроженцев Республики Мордовия - в основном компиляция из открытых источников. Замечания и критика приветствуется. Недавно удалось добыть часть фотографий летчиков.
Номер 1.
В годы Первой Мировой войны появился новый класс самолетов - истребители, чей основной задачей стало уничтожение самолетов противника. Вместе с появлением истребителей, началась история летчиков-асов, чье мастерство в воздушных боях позволяло уничтожать большое количество самолетов противника. Началось своеобразное соревнование - асов знали по именам, их победы приветствовали не только летчики и сухопутные части, но и гражданское население. Они получали высшие награды своих стран, но и ноша была тяжелой - многие погибали в воздушных боях или от огня наземных войск.
Были летчики асы и в воздушных силах Русской императорской армии, при этом в период Первой мировой войны в России считался асом только тот летчик, который одержал не менее пяти побед. От этой цифры автор и будет отталкиваться в своей статье - своеобразном рейтинге «воздушных бойцов», однако уже в составе ВВС РККА в годы Великой Отечественной войны.
Возглавляет рейтинг летчиков-асов уроженцев Республики Мордовия Котов Александр Григорьевич, который родился 19 октября 1918 года в села Троицк ныне Ковылкинского района Республики Мордовия. Окончил 7 классов, затем школу ФЗУ. Работал узловязальщиком Монинского камвольного комбината Московской области. В Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков и в ноябре направлен в 87-й истребительный авиационный полк.
Начало Великой Отечественной воны А.Г. Котов встретил в составе 87-го истребительного авиационного полка (далее иап - авт.) 16-й смешанной авиационной дивизии Юго-Западного фронта на самолете И-16. 22 июня 1941 года полк А.Г. Котова базировался на грунтовом аэродроме Бучач, в 60 км юго-восточнее Тарнополя. Однако в первых боях успех не приходил к молодому летчику. В августе 1941 года его полк был расформирован и А.Г. Котов был направлен в 42-й иап, переучившись на истребитель-высотный перехватчик МИГ-3. 16 августа 1941 года в день создания Брянского фронта, полк приступил к несению боевого дежурства в ПВО Брянска и Орла.
На новом истребителе младший лейтенант А.Г. Котов смог проявить свое мастерство - 16 сентября 1941 года в паре с другим летчиком он сбивает немецкий Ю-88 над г. Брянск. 2 октября также в паре им был сбит немецкий Хе-111 в районе Шаблыкино. А 23 октября 1941 года А.Г. Котов открыл свой личный счет - двухмоторный тяжелый истребитель противника Ме-110 упал в районе юго-западнее Плавска. А 27 октября 1941 года «оформил дубль» - вместе с товарищем сбил еще один Ме-110 в районе станции Теплое, а затем лично сбил один Ю-87 в районе между Плавском и Горбачево. 29 октября 1941 года в неравном бою с немецкими истребителями младший лейтенант А.Г. Котов был ранен.
Успехи молодого летчика не были обделены вниманием командования - 7 ноября 1941 года приказом Брянского фронта А.Г. Котов награжден орденом «Ленина». При этом 15 ноября полк отправлен на переформирование из-за больших потерь. В то же время за полтора месяца боев в районе Тулы 42-й иап произвел около полутора тысяч боевых вылетов, из них большинство - на прикрытие наземных войск. Штурмовыми действиями летчики полка уничтожили много живой силы и вражеской техники, а в воздушных боях сбили 30 самолетов противника.
На Брянский фронт 42-й иап вернулся в марте 1942 года, при этом в полку производились войсковые испытания ЛаГГ-3 с 37-мм пушками Ш-37. На одном из таких самолётов летал А.Г. Котов. В первом же бою два звена (8 самолетов) сбили из пушек три немецких бомбардировщика. Противник, узнав о появлении столь мощного оружия, буквально начал охоту за полком. В результате испытания пришлось прервать, а полк передислоцировался в Подмосковье. А младший лейтенант А.Г. Котов был направлен в 434-й иап. Полк располагался на аэродроме Рассказово в Тамбовской области, где происходило обучение летчиков на новый самолет Як-1.
20 мая 1942 года 434-й иап перебазировался на аэродром Люберцы и вошел в непосредственное подчинение Начальника инспекции ВВС полковника Сталина В.И. Именно на базе 434-го иап полковник Василий Сталин начал формирование "особого" авиационного полка, летчики которого могли бы на равных бороться с "экспертами" люфтваффе. Командиром 434-го иап был назначен Герой Советского Союза майор Клещев И.И.
12 июня 1942 года после интенсивной боевой подготовки 434-й иап на самолетах Як-1 перебазировался на аэродром вблизи города Валуйки и вошел в состав ВВС Юго-Западного фронта, где за три недели боев (с 13 июня по 4 июля) совершил 880 боевых вылетов и уничтожил 35 самолетов противника, потеряв лишь 4 своих самолета. Лейтенант А.Г. Котов в этих боях сбил лично три немецких самолета: 24 июня 1942 года - Ме-110 в районе Двуречное, 25 июня - Хе-111 в районе Лиман - Красное, а 3 июля - Хе-111 в районе Осколище. Еще один немецкий истребитель Ме-109 13 июня 1942 года был сбит в районе Шиповатое вместе с группой из 13 летчиков, среди которых был и А.Г. Котов.
В первой половине июля 1942 года 434-й иап проходил укомплектование личным составом и осуществлял переучивание на самолет Як-7Б на аэродроме Люберцы. К 15 июля 1942 года он перебазировался на аэродром Гумрак (60 км западнее Сталинграда) и вошел в состав особой авиагруппы, командиром которой был назначен полковник Сталин В.И. Согласно историческому формуляру с 13 июля по 3 августа, прикрывая наземные войска и ведя активную борьбу с бомбардировщиками противника на дальних подступах к Сталинграду, летчики полка произвели 827 боевых вылетов и в 29 воздушных боях уничтожили 55 немецких самолетов. Однако, лейтенанту А.Г. Котову пополнить свой счет в этих боях не смог.
14 сентября 1942 года доукомплектованный 434-й иап передислоцировался на аэродром совхоз Сталинградский (60 км севернее Сталинграда) и вошел в оперативное подчинение 16-й воздушной армии (далее ВА - авт.). Донского фронта. Основной задачей полка в тот период являлось прикрытие наступающих советских войск в районе станции Котлубань. За три недели ожесточенных и кровопролитных боев под Сталинградом (с 14 сентября по 3 октября) летчики полка совершили 652 боевых вылета, провели 48 воздушных боев и заявили об уничтожении 83 самолетов противника. Собственные потери полка составили 16 погибших летчиков и 22 самолета. В этих боях старший лейтенант А.Г. Котов сбил лично два немецких самолета: 18 сентября 1942 года один Ю-87 в районе станции Котлубань, а через два дня - один Ме-109 в районе Большая Россошка.
В начале октября 1942 года обескровленный 434-й иап был выведен на переформирование в Люберцы. В конце октября 1942 года 32-й гвардейский истребительный авиаполк (далее гвиап - авт.) был включен в состав 210-й истребительной авиационной дивизии 1-го истребительного авиационного корпуса. 17 октября 1942 года летчик А.Г. Котов был награжден орденом «Красное Знамя».
За достигнутые успехи и подвиг летчиков в боях 22 ноября 1942 года приказом наркома обороны СССР № 374 434-й иап был преобразован в 32-й гвардейский. С декабря 32-й гвиап в составе 1-го иак принимал участие в боевых действиях на Калининском и Северо-Западном фронтах. Всего с 6 декабря 1942 года по 23 марта 1943 года полк выполнил 1150 боевых вылетов и уничтожил 12 самолетов противника. Свои боевые потери составили 7 летчиков и 12 самолетов. В этих боях гвардии капитан А.Г. Котов лично сбил четыре немецких самолета: 16 декабря 1942 года Ю-87 в районе Великие Луки, а за день до Нового Года, 30 декабря, - Ме-109 в районе северо-западнее Великие Луки. Самым удачным днем для А.Г. Котова стало 6 января 1943 году - им в воздушных боях было сбито два немецких самолета - один Хе-111 в районе юго-восточнее станции Чернозем и один Ме-109 в районе Плоское. В последующие бои стали для гвардии старшего лейтенанта А.Г. Котова нелегкими - 22 января 1943 года его самолет был подбит двумя немецкими ФВ-190. Раненный летчик смог с трудом посадить свой подбитый самолет на лед озера Солёное, в районе г. Новосокольники ныне Псковской области. Советские зенитчики отогнали немецкие истребители, а пехотинцы вытащили раненого в ноги А.Г. Котова.
К моменту ранения гвардии старший лейтенант А.Г. Котов совершил 250 боевых вылетов, в 88 воздушных боях сбил 16 немецких самолетов. В то же время в книге М.Ю. Быкова «Все асы Сталина», написанной на основании документов ЦАМО, у А.Г. Котова числится 11 немецких самолетов сбитых лично и еще 4 в группе. 29 января 1943 года командир 32-го гвиар Герой Советского Союза В.П. Бабков представил гвардии капитана А.Г. Котова к высокому званию Героя Советского Союза.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 813) гвардии старшему лейтенанту Котову Александру Григорьевичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года. В марте 1943 года гвардии капитан А.Г. Котов вернулся в свой 32-й гвардейский истребительный авиационный полк, которым в то время командовал сын И.В. Сталина - Василий. С ним А.Г. Котов учился еще в Качинской военной авиационной школе.
3 апреля 1943 года произошла печально знаменитая «рыбалка», организованная В.И. Сталиным, командиром 32-го гвиап. В официальном документе по разбирательству данного происшествия сообщается: В 15.30 группа летного состава, состоящая из командира АП полковника Сталина В.И., Героя Советского Союза подполковника Власова Н., заместителя командира 3 АЭ, Героя Советского Союза капитана Баклан А.Я., заместителя командира 2 АЭ, Героя Советского Союза капитана Котова А.Г., заместителя командира 1 АЭ, Героя Советского Союза Гаранина В.И., командира звена старшего лейтенанта Шишкина А.П., инженера по вооружению полка инженер-капитана Разина Е.И., вышла на реку Селижаровка, находящуюся в 1,5 километра от аэродрома, на рыбную ловлю. Бросая в воду гранаты и реактивные снаряды, глушили рыбу, собирая ее с берега сачком. Перед бросанием реактивного снаряда инженер-капитан Разин предварительно ставил кольцо капсюля детонатора на максимальное замедление (22 секунды), отворачивал ветрянку, а затем бросал снаряд в воду. Так им лично было брошено 3 реактивных снаряда. Готовясь к броску последнего реактивного снаряда, инженер-капитан Разин вывернул ветрянку - мгновенно произошел взрыв в руке, в результате чего 1 человек был убит, 1 тяжело и 1 легко ранен..."
Тяжелое ранение получил гвардии капитан А.Г. Котов - осколок снаряда попал в позвоночник. В результате в августе 1943 года он был списан в запас. По ходатайству В.И. Сталина с октября 1946 по августу 1947 года гвардии капитан А.Г. Котов был назначен адъютантом эскадрильи 32-го гвиап, дислоцированного в то время в Группе советских войск в Германии. Далее он работал на государственной и партийной работе: заместитель председателя Ковылкинского районного совета, слушатель Мордовской областной партийной школы. С 1952 по 1954 год - начальник пункта управления и наведения в 56-й бомбардировочной авиационной дивизии.
В 1954 году он возглавил Троицкую межколхозную ГЭС, а с 1964 по 1975 год трудился старшим электротехником колхоза "Гигант" Ковылкинского района. В 1972 году на доме, где проживал Герой, установлена мемориальная доска.
Указом Верховного Главнокомандующего ВС РФ №2 от 27 апреля 2000 года Котову А. Г. было присвоено звание майор. Почетный гражданин Республики Мордовия. Скончался 25 июня 2005 года на 87-м году жизни и похоронен в Троицком.
Был награждён медалью «Золотая Звезда» (22.02.1943), двумя орденами «Ленина» (07.11.1941 и 22.02.1943), орденами «Красного Знамени» (17.10.1942) и Отечественной войны I степени (06.04.1985), медалями «За оборону Киева», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной Войне».
Фото Котова:
Часть 1. Часть 2. Часть 3.