Я очень люблю частные камерные театры. Там спектакли идут не на потоке, там можно пообщаться с режиссером и актерами, там каждый следующий показ всегда не такой как предыдущий, там всегда дружелюбная атмосфера.
Я думаю, все уже поняли, что я про спектакли Тани Стрельбицкой в галерее "Крафт-Павлова".
30 июня я посмотрела второй ее спектакль "Мой Гамлет" по всем известной одноименной пьесе Шекспира. Как и в другом спектакле Татьяны, в главной роли задействован, как она сама говорит, и я с ней согласна, гениальный актер Стас Мотырев, которого многие знают по Театру Романа Виктюка. Он прекрасен в любой роли любого театра, но именно тут распускается подобно волшебному цветку, раскрывая зрителям душу и сердце.
Помимо него в роли Королевы выступила Евдокия Германова, которую я знаю по Новому театру Эдуарда Боякова. Яркая в спектакле, но неприветливая со зрителями и прессой, для меня она потеряла свою прелесть, увы. А вот Король, которого обычно играет Андрей Руденский, а точнее, его персонаж, на этот раз приобрел новую форму - все его реплики были в записи и запускались с экрана. А в какой-то момент вместо записи на сцене появилась кукла Полония. Не могу представить, как сложно артистам было перестраиваться и взаимодействовать с отсутствующим на сцене живым персонажем. Но эта режиссерская задумка кардинально меняет постановку, сочетая в ней, казалось бы, несочетаемое.
Вообще, спектакль "Мой Гамлет" является набором ярких и экспрессивных решений, гармонично соединяющихся в один красочный фейерверк. Одним таким решением является пространство сцены, устроенное так, что помимо небольшого подиума актерами задействовано окно галереи. Еще одной необыкновенной деталью является свет, целенаправленный, насыщенный, меняющий цвет в зависимости от действия спектакля. Он акцентирует внимание на наиболее значимых фрагментах и придает дополнительную эмоциональную окраску. Эмоциональную нагрузку также несут в себе и картины, расположенные по обе стороны от окна. С одной стороны - живопись на металле Татьяны Спасоломской, - изображены цветки роз. Если задуматься, какое гениальное сочетание несочетаемого - холодных кусков железа и нежных прекрасных цветов. По другую сторону от окна полотно Татьяны Стрельбицкой, на котором изображена крыса. На удивление лаконично вписываются в спектакль и нетипичные для "Гамлета" костюмы, подготовленные режиссером совместно с Гогой Никабадзе, и не просто вписываются, а смотрятся естественно и шикарно. Еще одной необычной, но очень важной деталью, является бронзовый череп "бедного Йорика" Владимира Амодео. Так, объединив на холсте множество красок, Татьяна Стрельбицкая написала свой шедевр "Мой Гамлет".
Это совершенно иной "Гамлет", непривычный нашему взору, но все с тем же, хоть и немного сокращенным, оригинальным текстом великого Шекспира. Это "Гамлет" более близкий нам по духу, не отгороженный от нас многовековой стеной, но заставляющий сопереживать здесь и сейчас. Возможно, я впервые смогла почувствовать трагедию "принца датского" только в постановке Татьяны Стрельбицкой благодаря великолепной режиссуре и полной отдаче роли Стаса Мотырева. Осознание, принятие, муки выбора, безумие... Да, безумие, но не трагедия и поступок матери помутили его разум, а дух самого отца говорящий в нем, раскрывший тайну своей смерти и призывающий сына к мести. И на этом безумии, невыносимых внутренних муках в спектакле сделан особенно сильный акцент. И на второй план уходят муки совести Полония, судьба Офелии и даже трагический финал пьесы, ибо Гамлет умер не от отравленной рапиры, а гораздо раньше - от яда раскрытой ему призраком-отцом правды...
На два часа спектакля зрители буквально замирают и не только не переговариваются, но и будто бы не двигаются, завороженные действием. И я обязательно хочу посмотреть эту постановку снова, возможно, что даже не один раз. Помимо того, что спектакль как живой организм постоянно меняется, он несёт в себе мощнейшую энергетику, которая усиливается в десятки раз камерностью зала галереи и приумножается зрителями, ведь приходят сюда, так сказать, только посвященные.
М. Годлевская 8.07.2023