Outsider Art - часть 3. Art Brut Collection

Apr 15, 2013 00:23

Часть первая - Bedlam, Prinzhorn Collection
Часть вторая - Продолжение Prinzhorn Collection

Еще одной коллекцией работ душевнобольных художников, вошедших в Outsider Art, стала Art Brut Collection. Собрал ее и назвал таким образом Jean Dubuffet, французский художник и скульптор. Он верил, что сумаcшествие заключает в себе зерно креативности. Начиная с 1945 года он начал коллекционировать работы больных, а так же необразованных людей, далеких от предвзятого взгляда на искусство. С 1964 года он начал публиковать отчеты о коллекции, которые продолжают выходить по сей день. Dubuffet передал свою коллекцияю городу Лозанна в 1971 году, тогда в нее входило 4000 произведений 133 авторов. Коллекция была открыта для публики в 1976 году и продолжает пополняться.

Вот некоторые художники, представленные в ней:
Gregory L Blackstock (1946) - американец, аутист. Живет в Сиэтле, работает один в тишине и полутьме своей студии, рисует по памяти предметы и объекты, встечавшиеся ему ранее. Как это часто бывает при аутизме, обладает идеальной памятью на детали, что отражается в его работах. Посмотрите по ссылке на имени автора, у него такие птицы замечательные рисуются!



Heinrich Anton Müller (1865-1930), жил в Швейцарской деревне, выращивал вино. Изобрел какую то машину, облегчающую винодельный процесс, но в забыл заплатить взнос за патент, и его изобретение стало доступным для использования другими людьми. Из за чего впал в депрессию и в возрасте 37 лет, когда его состояние ухудшилось, попал в лечебницу. Где жил до конца жизни, рисуя неведомое зверье и создавая очень сложно выглядящие механизмы из веток, тряпок и проволоки, которые практически сразу уничтожал. На фотографии можно рассмотреть его самого, устройство его изобретения, и нарисованный им рисунок.


August Walla (1936-2001), австриец,  рос без отца, в возрасте 16 лет грозился убить себя и поджечь дом, за что мама сдала его в госпиталь. Позже был выпущен, жил с мамой до 1970 года, после чего был помещен в психиатрическую больницу перманентно. Любил создавать красочные рисованные композиции, вмещающие буквы и надписи, знаки, символы, образы богов и демонов, а так же воображаемых существ. Рисовал на стенах и мебели в своей комнате, на своих пожитках, на асфальте, стенах госпиталя и окружающих его домов. Его работы были для него талисманами, направленными против опасностей - особенно духов, людей и смерти.


Carlo Zinelli (1916-1974) шизофреник, жил в больнице начиная 31 лет. 10 лет практически ни с кем не общался, находился в своих мыслях, а потом начал рисовать и выцарапывать на стенах что то, похожее на граффити. Персонал госпиталя разрешил ему и еще некоторым пациентам заниматься в художественной мастерской, созданной художниками, скульпторами и психиатрами. Больным разрешали рисовать и заниматься скульптурой без ограничений.  Абсолютно погруженный в процесс творчества, Carlo рисовал по восемь часов в день, используя темпера, цветные карандаши, акварель и другие материалы на обоих сторонах бумаги. За свою жизнь он создал около 1900 работ, многие из которых являются рассказом о его жизни и его способом общения с окружающим миром.


Aloïse Corbaz (1886 - 1964) швейцарка, работала швеей, мечтала стать оперной певицей. В итоге нашла работу как учитель и гувернантка при дворе немецкого кайзера Вильгельма 2, в которого влюбилась со страшной силой, начала вести себя странно и в итоге попала с шизофренией в психиатрическую больничку в 1918 году.
Там она начала тайно рисовать и сочинять стихи. Ранние ее работы не сохранились, но сделанные позже заинтересовали ее психиатров, где то уже в 1936 году. Dubuffet, открывший для себя ее работы в 1947 году, считал, что она излечила себя от своей болезни, не методом борьбы с ней, а методом ее культивирования и использования в творчестве.
Aloïse создавала свой мир, наполненый эротическими взаимоотношениями фигуристых женщин оперного вида и мужчин-принцев в военной униформе. Для рисования она использовала карандаши, восковые мелки и сок из лепестков цветов, чтобы заполнить каждый сантиметр свободного пространства (за это ее работы сравнивают с насыщенными рисунками Adolf Wolfli, про которого я рассказывала в предыдущем посте.)



Scottie Wilson (1888 - 1972), шотландец. Он не был сумасшедшим, но был необразованным - он бросил школу в возрасте 8 лет, чтобы начать работать и помогать своей семье, продавая газеты на улице и  позже служа в армии. Потом он перебрался в Канаду, стал владельцем секонд-хэнд магазина. Рисовать он начал внезапно, в возрасте 44 лет, используя для этого перьевые ручки, выставленные на продажу в его магазине. В работах использовал лично установленный моральный код, где персонажи, называемые "злюки и жадины" перемежались с натуралистическими символами добра и правды. Знаменитым он стал довольно внезапно, потому что не доверял дилерам и продавал свои работы на улицах за копейки. В итоге его кто то уговорил устроить выставку  в Лондоне, которая была необычайно успешной, поставив его в один ряд с такими известными творцами как Pablo Picasso, Giorgio de Chirico, Paul Klee, Joan Miró. При этом он отрицал коммерциализм и продолжал продавать свои работы на улице. Как оказалось, банкам он тоже не доверял - после его смерти под его кроватью нашли сундук, набитый банкнотами разных стран.


На этом я завершу обзор Art Brut Collection.
Если вам интересно взглянуть на работы этих и других авторов  - у коллекции есть очень хороший и подробный вебсайт.
Статья в википедии на английском и на русском
Если у меня сил хватит и кому то еще интересно, напишу в следующий раз еще про Gugging collection  и про некоторое современное развитие этого направления

художники, история, интересно, буквы мои, ссылки

Previous post Next post
Up