Я вчера опубликовала
пост c бумажными сапожками
Cecilia Levy, и комментариях возникла маленькая дискуссия, по поводу искусство это или нет и что вообще характеризует искусство - уникальность, неповторимость или что то еще.
Я как всегда в двух словах свою точку зрения не могу написать, поэтому вынесу общим постом
У искусства много определений, но редко речь идет об уникальности и невозможности повторить. Может быть это работало таким образом в средние века, когда цеховые тайны мастерства хранили за семью печатями, но делали они это как раз потому, что обладая необходимыми материалами и техниками, повторить любое произведение искусства не было бы непосильной задачей.
Того же Веласкеса, Рафаэля или Рембрандта не раз подделывали их современники, знакомые с приемами живописи того периода, от этого и существует куча разных вариантов одних и тех же картин с сомнительным авторством.
Чаще, когда говорят о предмете искусства, речь идет об оригинальности, новизне идеи.
Это не так уж и сложно, повторить картины Пикассо или Поллока, там нет каких то скрытых цеховых секретов мастерства. Но первоначальная идея принадлежит им, до этого никто так не рисовал, и это делает их работу ценной. Были у них и талантливые последователи, которые эксплуатировали их идеи и тоже попали в историю как менее значимые, но все таки известные художники. Значит и оригинальность - не всегда причина признания работ предметами искусства, тем паче шедеврами.
Большинство оригинальных идей не нашли признания у современников и прошли незамеченными. Повезло некоторым, в чем же секрет? Чаще всего это сплав мастерства, новизны идеи, популярности художника, стечения обстоятельств, покровительства, наглой саморекламы и многих других факторов, которые создают у публики ощущение, что да - вот это предмет искусства.
Почему работы Cecila Levy - искусство? Надо учесть, что художница живет в Швеции, где ценится идея и простой, но хорошо продуманный дизайн, часто с экологическими, земными мотивами. Все это присутствует в работах художницы, как и сильное эстетическое начало.
Я вижу в них легкую, эфемерную красоту, метаморфозу из обычного объекта в волшебное, невесомое, непрактичное произведение искусства.
Она берет форму обычного предмета и лишает ее всякой функциональности, исполняя ее в невозможных для применения материалах.
Чашка должна быть наполнена водой, сапоги должны быть одеты на тело. С бумагой это невозможно.
При этом эстетика первоначального предмета сохраняется и добавляются новые качества, присующие бумаге и печатному слову. Важно из чего сделано, что написано, насколько стара книга, визуальные, тактильные свойства...
Вот эта чашечка находится в коллекции Национального музея Швеции.
Работы художницы находятся где то на стыке искусства, дизайна и крафта.
Изготовление такой скульптуры - очень медленный кропотливый процесс, сродни вышивке. Вышивка-вышивке рознь. Чьи то грибочки крестиком украшают чью-то кухню, чьи то грибочки крестиком украшают стены галереи. Какая между ними разница?