Образование и чувство долга

Aug 07, 2012 14:53

Оригинал взят у kot_begemott в Образование и чувство долга

Недавно Д. Медведев заявил, что обучение младших школьников должно проходить без каких-либо усилий, в виде игры (кстати: лет 25 назад я и сам думал нечто подобное:) Утверждалось, что это - одна из самых главных целей, ради которых проводится реформа образования. В частности, детям до 4 класса не должны давать домашнее задание, разве только по чтению. И вообще, по мнению новых преобразователей России, от обучения дети должны получать в первую очередь удовольствие.

Вот что подумалось в связи с этим. Домашнее задание, и именно оно - формирует у человека чувство долга, ответственность и обязательность. Ребёнок знает, что завтра у него физика, алгебра и литература. Ему нужно прочесть главу из учебника, решить несколько задач и изучить литературное произведение. То есть - он должен. Друзья во дворе вышли гулять, орут перед окном: "Выходи!" Но грамотные родители приучают с первых классов - сначала делаешь домашнее задание, а потом гуляешь, сколько душе угодно. Чтение, естественно, все оставляют на вечер))

Какие ещё есть обязанности у человека, только вступающего в жизнь? Убирать за собою игрушки? Поставить на полку книги? Вынести мусорное ведро? Вытереть со стола? Подать маме грязную посуду?

Таким образом, чувство долга в немалой мере прививает именно школа, когда даёт задание на дом - причём, долга перед другими, обществом, а не только родными людьми. Ну, ещё в этом процессе участвуют родители, требующие, чтобы ребёнок его выполнял. Следовательно, в развитии личности участвуют совместно и родители, и школа. И если они действуют правильно, объединёнными общими целями и усилиями, то человеческая обязательность благополучно формируется. Единство - вообще очень важно для воспитания маленького человека. Наблюдательные родители подтвердят: дети имеют великолепную интуицию, мгновенно чувствую не только фальш, но и любой супружеский разлад. Уверяю: то же самое касается и разлада между семьёй и школой.

В результате постоянных понуждений ребёнок, возможно, не слишком полюбит школу. Кому нравится, когда заставляют? Боюсь, что и русскую литературу не жалуют именно по причине, что вынуждали её учить (впрочем, какая попадётся учительница). Кстати, почему именно русскую? Почему к европейской литературе после школы нормально относятся?

Литературу, может быть, и возненавидят, кому как повезёт, но чувство долга-то останется. А ведь что ни говори, именно оно - и есть самый главный стержень в человеке, фундамент личности. Что ещё можно подразумевать под этим выражением?

Следует добавить, что этот стержень нужно формировать именно с малолетства. Я не Бог весть какой опытный отец, но было очевидно, что приучать ребёнка к порядку следует как можно раньше, с младых ногтей. Точно не упомню, но уже года в два-три привлекал юного Лебедева к уборе игрушек, требуя, чтобы пододвигал их ближе к ящику. Мой сын даже выучил умное взрослое слово "подавай", которое произносил с гордым видом, в ответ на строгую фразу: "Так, начинаем убираться")) К восьми годам делал это автоматически, без особых усилий и каких-либо напоминаний. Нужно лишь расставить правильные приоритеты, и тогда личность ребёнка сформируется правильно. Недавно здоровенный 20-летний лось освоил Франца Кафку...

Между тем, именно маленьким детям не будут задавать домашнюю работу! Чувство долга у них не будут развивать именно тогда, когда это нужно более всего. Когда это проще всего сделать!

Обучение не должно основываться на удовольствии. Всякие развлечения, игровые формы - это уже потом. Ребёнка следует приучать получать удовольствие от труда, преодоления себя, присущей всем нам лени, обуздывании собственной "хотелки". Можно назвать удовольствие от преодоления лени "вторичным". То же, что начинается с удовольствия, ни к чему хорошему не приводит.

Мой совет родителям - ищите ребёнку школу, где всегда есть домашнее задание. Где высокий уровень дисциплины как бы разлит в воздухе, ощущается уже в фойе. Где осознанно и целенаправленно приучают к порядку. Где не чувствуется ни либеральной расхлябанности, ни игрового духа, ни убогой семейственности - как, например, в классической гимназии Шичалина (неслучайно в последней отменены дневники, а завуч признавалась, что не выносит ничего советского). Куда выше вероятность, что ребёнок вырастет человеком.

Ещё подумалось, что подобное понимание либерализма - как у Медведева и ему подобных - является нежизненным, абсолютизированным. В действительности, либерализм не предполагает полной безответственности и ничем не ограниченной свободы. Напротив, он связан с массой обязательств. Западные люди вполне сознательно исполняют законы и платят налоги, вменяя это себе в доблесть. Они вполне осознанно докладывают в полицию о замеченных нарушениях. Их заставляет исполнять это тот самый долг. Читатели, проживающие на Западе, подтвердят: там жизнь полна всевозможных ограничений, и общество относится к ним с необходимым пониманием.

Российский же либерализм стремится с малолетства воспитывать человека по принципу, "что хочу, то и ворочу". Он формирует не способную мыслить, безответственную личность, для которой самое главное в жизни - удовольствие.

Если приведёте ссылку на соответствующее выступление Медведева, буду весьма благодарен.

А вот здесь можно высказаться о своём школьном преподавателе по литературе)).
Previous post Next post
Up