В "Зимней вишне" сгорел, как минимум, 41 ребенок. Из-за запертых дверей кинозалов. Запертых формально против внешних безбилетников, а реально - для пусть и для временного, но жесткого ограничения свободы передвижения вполне добропорядочных граждан. Откуда взялась такая реальность в объявившей себя демократической России, если даже в тоталитарном СССР каждый мог свободно выйти из кинозала в любое время, а супротив безбилетников были выставлены тетки-билетерши?
Можно, конечно, ссылаться на жадный бизнес. Экономящий даже на билетершах. Но мне кажется - дело в другом:
Путинская стабильность строилась не только на высоких ценах на нефть и борьбе с терроризмом. Власть непрерывно боролась еще и с закрепленными в конституции, и с интуитивно всеми понимаемыми бытовыми свободами граждан. В СССР я мог свободно без паспорта купить билет на любой поезд дальнего следования, а сейчас без паспорта в кармане я просто перестал быть обладателем гражданинских прав. Теперь, оказавшись в периметре даже санкционированной властями акции, я вполне могу быть задержан на несколько часов, а при должном желании властей оштрафован и даже, хоть и маловероятно, осужден. За нарушение общественного порядка или сопротивление органам охраны порядка.
Эта философия, основанная на пренебрежении обычными житейскими правами граждан, постепенно из властных структур распространялась и на бизнес-структуры. Которые для ее реализации обзаводились соответствующими силовыми, формально - охранными, подразделениями. Которым в свою очередь вменялось право задерживать граждан, изолировать их в подсобках магазинов и даже применять к ним насилие. Изредка кончавшееся смертью задержанных.
Не знаю, как вам, но мне кажется, что основная вина в гибели нескольких десятков детей в "Зимней вишне" лежит в укоренившейся за последние годы и во власти, и в бизнесе, и неявно - в части общества, философии властей предержащих. Состоящей в принятом ими за аксиому понимании своего статуса как хозяев земли русской. Владеющих остальными гражданами России как холопами.