Сам я не бизнесмен. Хотя более двух десятков лет руководил некоммерческой финансовой организацией - НПФ. Но за бизнесами, организованными примерно на поколение более молодыми людьми (40-50-летними), все это время наблюдаю. Получая информацию из разных источников. В том числе, от сыновей.
Общее впечатление таково - если партнерами по бизнесу оказываются друзья детства или сокашники по школе и ВУЗу, то устойчивость такого бизнеса долговечной быть не может. В основном потому, что доверие к слову друга невольно влечет нежелание документально оформлять договоренности. Что по истечении некоторого времени приводит к конфликтам между друзьями и либо к развалу бизнеса, либо к его разделу.
Написать эти слова заставил меня пост
shakkar на близкую тему - о последствиях приема руководителями организаций и их подразделений друзей на работу в эти организации или подразделения последних.
Оригинал взят у
shakkar в
Дружба в бизнесе неэффективна Есть вакансия на 150 000 рублей. Озвучиваю это на общем собрании в офисе или просто бросаю информацию в чате. Знаете, какая самая популярная реакция?! Моментально появляется штук 10 реплик в стиле: «О! Вот можно взять парня, я его давно знаю» или «У меня есть друг, работает в каком-то ларьке на Белорусском, но отдел маркетинга возглавить сможет, думаю». Никогда не берите в бизнес своих друзей! Никогда. Даже если вам показалось, что в этом типа правиле есть какие-то исключения, перечитайте еще раз. Давайте разбираться (тащусь от этой фразы, стянутой у Лены Миро).
Почему в голову вообще приходят мысли о том, чтобы пригласить в бизнес друга? Я же его 100 лет знаю! - аргументирует сам себе бизнесмен и - ошибается. Друга вы знаете как друга, а не как специалиста! Он круто умеет поддержать в трудную минуту, с ним весело было пить пиво, и он всегда мог поддать жару в любой драке. Но какой он менеджер по продажам, маркетолог, или хотя бы копирайтер? Люди поддаются эмоциям и ностальгии, каким-то чувствам вины и благодарности, и только в последнюю очередь думают о реальной эффективности человека как сотрудника.
Что там идет после пункта «Надежность»? Серьезный такой пункт «он способный же, да и будет стараться, чтобы не подвести друга». Это еще кто вам сказал? Давайте прямо зададим себе вопрос: многие ли вообще задумываются о том, как именно они будут проверять своего друга-сотрудника на предмет старательности? Я вам больше скажу: никто не задумывается. А зря. Поскольку друг, получая должность «не по плечу», ожидает, как минимум, дружеской поддержки. То есть, чтобы вы его обучили и снисходительно относились к его первым провалам.
У кого-то время и желание на такое обучение есть (это если вы в одном отделе), а у кого-то совершенно нету. Что тогда? Тогда ситуация разворачивается тоже довольно шаблонно: критики не будет. Горе-наниматель будет завышать реальные заслуги своего друга-сотрудника. Друг полностью провалил задачу? Ничего страшного, он же новенький. Друг работает коряво неделю? Входит в процесс. Друг нихрена не освоил за месяц? Просто медленно адаптируется, но он же старается!
Еще ладно, если вся эта дружная мышиная возня происходит в каком-то небольшом отделе, где друзья примерно равны по статусу, а что будет, если наниматель гораздо выше стоит на иерархической лестнице компании? Например, заместитель генерального директора. Тогда происходит все то же самое, но в глубине «рабочего класса» компании начинает зарождаться бунт. Хорошо, если среди сотрудников найдется тот, кто прямо скажет директору «Вася нас задолбал уже, кого вы взяли на эту должность?!» (интеллигентный стукач-молодец), а если никто не скажет? Да авторитет руководства начнет падать на глазах, а внутри отдела бунт душевный начнет перерастать в диверсии разных масштабов.
Рассказывать, что будет дальше? Сначала осознание собственной глупости. «Нахера я тогда ляпнул «а давайте вот Серегу возьмем - нормальный надежный кадр»?». После этого начнется самобичевание с изрядной долей вины перед этим самым Серегой. «Он же старается, а его теперь уволить нужно. Как же тогда ему в глаза смотреть потом? Как шашлыки вместе жарить и на рыбалку ходить? Он же мне поверил, а я его так подставил…»
Так уж повелось, что рекламный бизнес открывает знакомства с управляющими самых разных компаний: стройка, мебель, медицинские клиники, салоны красоты и магазины одежды. Везде подобные случаи были, и закончились они примерно одинаково - полным фиаско нанимающей компании. В лучшем случае, друг-наниматель просто подрывал свой авторитет, в худшей - сам лишался своей должности.
Никогда не берите на работу своих друзей. Исключений нет. Особенно, если у вас должность выше рангом.
Знакома ситуация? Сами нанимали друзей на работу? Или вас, может, друзья приглашали? Чем дело закончилось?