Только что прочел
Расследование РБК: что случилось со "Сколково". И вспомнил, что еще в июне 2010 года написал пост
"Что может получиться в Сколково?" (перепечатанный тогда же в "Аргументах Недели"). Заглянул в него и понял, что я, старый скептик, выступил тогда частично идеалистом и частично реалистом. Почему? А вот два последних абзаца того поста:
"Таким образом, при благоприятном развитии событий в Сколково возникнет инженерно-технологический центр. Отличающийся, быть может, от множества других инженерных центров России лишь своей многопрофильностью. И, кроме того, обещанными Президентом особо тепличными условиями для его резидентов. Но по своим масштабам этот центр будет многократно меньше совокупности давно работающих российских инженерно-технологических центров. Поэтому о заметном вкладе инновационного центра в Сколково в процесс модернизации России говорить не приходится.
К сожалению, при такой конструкции «инновационного центра» довольно скоро может проявиться серьезный отрицательный эффект. Созданные команды инноваторов, недовольные своей, пусть и тепличной, изоляцией в Сколковской резервации начнут эмигрировать. Поодиночке и командами переманиваемые зарубежными университетами и корпорациями. А созданный на большие бюджетные деньги инновационный центр станет поставщиком ценного человеческого капитала в другие страны. К сожалению, такой результат станет естественным следствием феодальной, по своей сути, философии наших властей управления всем и вся в ручном режиме."
Очевидно, что никакого инженерно-технологического центра из "Сколково" не получилось. И здесь я оказался идеалистом. А утечка средств и кадров из "Сколково" за пределы страны стала фактом. И в этом я оказался реалистом.