В далеком 1963-м будучи лаборантом ин-та Гидродинамики СО АН СССР я сделал установку, на которой мой шеф изучал обтекание водой поверхностей, покрытых моделирующим кожу дельфинов слоем чего-то. Судя по нынешним технологиям изготовления подводных лодок его труды применения в практике не нашли. Но этот конфуз не означает, что учиться у природы не следует.
И вот новое предложение - покрывать крылья самолетов искусственными чешуйками, моделирущими покрывающие кожу акулы. Вот такими:
Слева - микрофотография кожи акулы. Длина масштабной линейки в левом нижнем углу - 0,2 миллиметра. Справа - трехмерная модель одной чешуйки. Такие чешуйки для эксперимента печатались из фотополимера на 3d-принтере.
Какую же выгоду это может дать самолетам?
Оказалось, что с помощью таких элементов можно повысить отношение подъемной силы крыла к силе аэродинамического сопротивления более, чем в 4 раза. Максимален эффект на углах атаки в интервале 1-5 градусов. Если же применять искусственно удлиненные чешуйки, то отношение подъемной силы крыла к силе аэродинамического сопротивления может быть вдвое выше стандартного и при углах атаки вплоть до 13 градусов.
Изучайте природу - вашу мать!
Подробности -
здесь.