В какой мере Россия является федерацией?

Jan 19, 2023 03:00

      Вопрос не прост. И с юридической, и финансовой, и с управленческой точек зрения. С юридической точки зрения обсуждать его не буду. Слишком много весьма многословных понятий.
      С финансовой его можно охарактеризовать отношением федерального бюджета к сумме региональных и муниципальных бюджетов. И одной нормой налогового законодательства.
      А с управленческой точки зрения - отношением числа федеральных чиновников к числу региональных и муниципальных непосредственно в регионах.
      Итак:

      С точки зрения налогов, то есть отношение их объема, идущего в федеральный бюджет к объему, идущему в региональные и муниципальные бюджеты, картина вполне нормальная. Примерно половина идет в федеральный бюджет, и практически столько же в региональные и муниципальные бюджеты. С одной особенностью - понятие консолидированных налогоплательщиков в налоговом кодексе позволяет крупным компаниям типа Лукойла и ряда других платить большую часть налогов не в регионах, где они работают, а в регионе, где расположена их центральная структура. То есть, как правило, в Москве (Газпрома - в Питере).
      Но помимо налогов есть еще и сборы. Самые большие из них - таможенные. Они полностью идут в федеральный бюджет.
      Как результат - в федеральный бюджет приходит не менее 2/3 всех налогов и сборов. А в региональные и муниципальные по совокупности - менее 1/3 (за исключением столиц).

Теперь посмотрим на систему управления в регионах. Свежие данные Волгоградоблстата говорят о том, что в нашей области работает примерно 35 тысяч гражданских чиновников с учетом судебной и прокурорской структур. Будем считать это как 100% чиновников. Из них в органах региональной власти (с учетом законодательной и судебной в форме мировых судей ветвей) работает около 3100 человек. То есть около 9% всех чиновников области. По совокупности мелких строчек в органах муниципальной власти работает не более 2-3% чиновников области. Остальные 88-89% чиновников области работают в территориальных структурах федеральных органов власти.

Как же нам ответить на поставленный в заголовке поста вопрос?

P.S. На мой взгляд в нынешней ситуации унитарность России предпочтительнее. Но на несколько меньшем достигнутого уровня. А норму о консолидированных налогоплательщиках в налоговом кодексе отменять надо в любой ситуации.

Управление

Previous post Next post
Up