Статус государства-победителя не вечен. Статус побежденного, как правило, тоже не вечен. Ибо побежденный за редким исключением извлекает уроки из своего поражения. Изменяя свою внутреннюю и внешнюю политику. Да и победитель, дорого заплативший за свою победу, должен извлечь соответствующие уроки. В первую очередь поставив правильный диагноз болезни, поразившей его систему госуправления.
Какой же диагноз должна будет поставить Россия своей системе госуправления и какой путь лечения ее болезни избрать?
1. Кадры разрушают все?
В общественном мнении система государственного управления России нередко характеризуется словами "Наказание невиновных, награждение непричастных". Но эти слова - не диагноз. Они лишь реплика бурчащего обывателя на неустойчивость поведения системы госуправления. Корень же этой неустойчивости кроется в неафишируемой системе "назначения непригодных".
Разве можно считать пригодным для руководства государством на посту генсека КПСС и президента СССР г-на Горбачева, начавшего партийную карьеру еще в статусе школьника и принятого на учебу в МГУ по указанию партийных органов? Максимальный уровень его пригодности - секретарь ставропольского крайкома КПСС по идеологии. Результат его "профпригодности" - развал СССР.
Разве можно считать пригодным для управление Россией в статусе ее президента, умеренно опытного руководителя стройотрасли Свердловской области г-на Ельцина? Результат - массированная деградация экономики России на протяжении 1990-х и сдача почти всех ее позиций в мировой политике.
Разве можно считать пригодными для государственного управления великое множество высших чиновников госструктур, не имеющих ни должного образования, ни многолетнего опыта работы в этих или подобных структурах? За примерами каждый из нас далеко ходить не будет.
Наверняка можно задать подобный вопрос и в отношении г-на Путина. Но он, по крайней мере, показал свою пригодность к роли президента России в течении своего первого президентского срока. Пусть и с оговорками. А потом...
А потом, как известно, "власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно". Мировая история сплошь и рядом показывает, что у человека, проработавшего несколько лет главой государства, создается кажущаяся ему естественной уверенность в том, что устойчивость государства может быть обеспечена только его сохранением в должности главы государства. В крайнем случае - аккуратно подобранным им преемником. Не избежал, кстати, этих иллюзий и Си Цзиньпин.
2. Партия - наш рулевой?
Нынешнее государственное устройство России по своей сути стало де-факто почти неотличимым от государственного устройства позднего СССР. В котором роль коллегиального политбюро ЦК КПСС и его генсека играет президент, роль формировавшего всю внутреннюю и внешнюю политику аппарата ЦК играет АП, а правительство - лишь исполнитель политической воли ЦК (АП и президента).
Декларируемое Конституцией избирательное право (право граждан избирать и быть избранными) наполовину нейтрализовано смешанной системой избрания Госдумы - одну половину депутатов избирают граждане, другую избирают главный партийный бонза и 3-4 мелких партийных бонз. Кстати, пятая Госдума (2007-2011) на 100% избиралась только по партийным спискам (одномандатных округов не было).
О механизме формирования Совфеда и используемых правилах арифметики при подсчете итогов выборов промолчу. Как и о системах выборов губернаторов и региональных парламентов.
3. Кадры решают все?
Итак, болезнь России, которая проявляется в массовом и безответственном назначении непригодных на высшие государственные должности, очевидна. Как ее лечить?
Не хотел обращаться к опыту нашего главного геополитического противника. Но в своем статусе мирового гегемона он достаточно успешен. И потому обратить внимание на его опыт имеет смысл. В чем же он состоит?
США - президентская республика. Но ее президент является одновременно и главой правительства. А администрация президента - просто их название этого правительства. Тем самым, исполнительная власть в США одноглавая и в силу этого несущая полную ответственность за всю внутреннюю и внешнюю политику государства. И эта ответственность контролируется их "Госдумой", где представленные президентом кандидаты на высшие должности в правительстве проходят не одноэтапную и жесткую процедуру проверки их пригодности и коллегиального утвеждения.
В отличие от России, где верховная исполнительная власть двуглава и ответственность каждой ее головы жестко и однозначно никем и ничем не определена.
В США их "Госдума" избирается только по одномандатным округам. И потому шанс переизбрания каждого депутата поневоле зависит не только и не столько от умения подчиняться воле партийного начальства.
Их отцы-основатели называли это системой сдержек и противовесов. Но название вторично. И если мы сможем создать на похожих принципах систему, которая нейтрализует нынешнюю систему назначения непригодных, то сможем назвать ее как нашей душе угодно. Важно извлечь уроки из СВО, обнажившей многие пороки нашей системы госуправления. И трансформировать систему госуправления в нейтрализующую такие пороки.
Сможем ли?
Должны смочь. Иначе...