Сегодня в областной думе состоялся круглый стол по проблеме поддержки инновационной деятельности в нашей области. Вел его предкомитета думы Илья Кошкарев. Участвовали в работе вице-губернаторы Чуриков и Галушкин, предоблдумы Ефимов, его зам. Бакулин, депутаты Болотин и Кабанов, довольно много чиновников АВО, а также представителей ВУЗов и предприятий. Обсуждали достижения, задачи на будущее и законопроект от АВО о поддержке инновационной деятельности.
Достижения оказались весьма слабыми. Наша область оказалась на 55-м месте из 70 с небольшим учтенных в рейтинге регионов. Задачи выступавшими ставились в достаточно общих формулировках. Без конкретики. После выступлений Кошкарева, Чурикова, Лугутиной (зампред комитета экономики АВО), Кабанова, Галушкина и Лысака (первый проректор политеха) предоставили слово и мне. Воспроизвожу его по памяти и с сокращениями (под катом).
Уважаемые коллеги! Мне в 70-х и 80-х годах пришлось участвовать в реализации нескольких инновационных проектов. В частности, в проектировании термоядерного реактора-токамака Т-20. Правда, слово "инновации" тогда не употреблялось. А в период работы 1-й облдумы мне пришлось делать экономическое законодательство нашей области. Которое журнал "Эксперт" в 1997-98гг. помещал в первую пятерку по качеству среди региональных.
Я попытался посмотреть и на законопроект АВО "О поддержке инновационной деятельности в Волгоградской области" и на законопроект группы депутатов думы "Об инновационной деятельности в Волгоградской области" глазами инноватора. Задавая себе вопрос - какой поддержкой конкретно я могу воспользоваться? И не нашел ответа. Я прошу не обижаться авторов этих законопроектов, но в них, кроме терминологических определений и общих деклараций, ничего нет. Короткий, всего в 4 страницы законопроект АВО можно счесть декларацией о намерениях. А вчетверо более объемный законопроект группы депутатов - настоящим философским трактатом. Любой из них можно перевести в статус областного закона. Но использовать после этого следует только внутри думы для дальнейшей работы над ним. Ибо для внешнего потребления эти законопроекты абсолютно непригодны.
Как выйти на реально работающую поддержку инновационной деятельности? На мой взгляд, разработку тезисов нужного законопроекта надо поручить нескольким группам реальных инноваторов. Задав им простой вопрос - в чем вас надо поддерживать? Они, конечно, понапишут массу трудно выполнимых мечтаний. Например - беспроцентные кредиты, полное освобождение от налогов и тому подобное. Последовательно ведя разговор с ними АВО и дума смогут отклонить самые нереальные их мечтания и найти те, которые реально помогут инноваторам без заметной нагрузки на бюджет области.
При этом предпочтение следует отдавать не прямой финансовой поддержке из средств бюджета, а налоговым льготам. Ибо налоговые льготы стартапам, которые не просто "родятся" без объявления налоговых льгот, приведут к дополнительным поступлениям в бюджет от других налогов после рождения этих стартапов благодаря льготам. Кроме того, установленные законом налоговые льготы в отличие от прямой финансовой поддержки из бюджета не провоцируют откаты и иные формы коррупции.
Спасибо за внимание.
Поскольку объявленное изначально время работы круглого стола после моего короткого выступления истекло, мы с Лысаком потихоньку покинули зал. В самом начале речи следующего оратора.