Как известно, слово «халява» невероятным образом влияет на студенческий разум.
В США «халявы» - bonus points. Сегодня я порадовал студентов и дал им возможность заработать эти самые бонусы, сыграв в одну забавную игру. Но давайте я сначала объясню, что мы сейчас проходим.
Чтобы подготовиться к занятию, студенты должны были ознакомится с идеями Гоббса, Локка и Руссо. Обычно Гоббс описывается как сторонник неограниченного авторитаризма, Локк - как ярый либерал, а Руссо - как основоположник романтизма. В каждого из них можно закапываться почти бесконечно, но я выделю несколько идей, которые мне кажутся ключевыми для генезиса прав человека и современного представления о морали.
Гоббс был тем ещё параноиком и исходил из идеи, что без государства люди бы просто постоянно убивали друг друга. В состоянии «войны всех против всех» у нас никогда не появилось бы ни науки, ни искусства, ни прочих плюшек, которые мы так любим. Нашу безопасность и благополучие обеспечивает Суверен, который мудро правит Суверенной страной. Думаю, вы сами можете провести все необходимые параллели с реальностью и понять, насколько они параллельны.
Однако не стоит воспринимать Гоббса исключительно как автора гадкой книги «Диктатура для чайников». Идея суверенитета очень важна не только потому, что она до сих пор будоражит умы многих наших соотечественников. Дело в том, что на момент написания «Левиафана» очевидным ответом на вопрос о происхождении государства и государя был Бог. Ситуация усложнялась тем, что Бог - один, а всё, что не Бог, - Дьявол. Таким образом, все, кто молятся другому богу или молятся нашему Богу не как положено должны быть уничтожены.
«Левиафан» Гоббса вышел в свет на фоне
Тридцатилетней войны протестантов с католиками. В нём предлагалась концепция государства не «от Бога», а «от людей». Его идея суверенитета позволила обосновать право на свободу вероисповедания на уровне стран.
Повторюсь, по «Левиафану» государство создано не Богом, а людьми. В результате череды событий мы заключили социальный контракт, чтобы жить в мире и не бояться за свою шкуру. Подумаешь, что другие заключили другой контракт, - это их суверенное дело.
Локка часто называют «отцом либерализма». Он внёс несколько значимых корректив в то, как мы воспринимаем социальный контракт. Он предложил рассматривать правительство как «эффективного менеджера», которое население выбирает с помощью демократических процедур. Локк не считал, что без государства мы сразу начнём убивать друг друга, но при этом он не исключал, что кто-то всё-таки будет нарушать естественные права - право на жизнь, свободу и собственность (результаты труда). Конечно, каждый может сам защищать свою жизнь и ферму или преследовать вора и вершить правосудие, но будет намного удобнее, если мы сформируем правительство и попросим его регулировать эти вопросы. И конечно же, это правительство обязано уважать естественные права человека - жизнь, свободу и собственность.
Но откуда Локк взял «естественные права»? От Создателя: все люди - Его собственность; Он дал нам жизнь и свободу, и мы не вправе ей распоряжаться так, будто она наша, и тем более не вправе отнимать её друг у друга. Это вплотную подводит нас к вопросу о происхождении прав человека в современном мире, но мы его пока отложим до лучших времён.
Мысли Руссо я суммировать не решусь, просто приведу ряд цитат:
«Человек рождён свободным, а повсюду он в оковах».
«Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон. Английский народ считает себя свободным: он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов Парламента: как только они избраны - он раб, он ничто».
«Первый, кто огородил клочок земли, осмелился сказать: «эта земля принадлежит мне», и нашёл людей, которые были настолько простодушны, чтобы поверить этому, был истинным основателем гражданского общества. Сколько преступлений, сколько войн, сколько бедствий и ужасов отвратил бы от человеческого рода тот, кто, вырвав столбы или, засыпав рвы, служившие границами, воскликнул бы, обращаясь к людям: «Берегитесь слушать этого обманщика! Вы погибли, если забудете, что плод принадлежит всем, а земля - никому!»
Вернёмся в класс. Чтобы прожить становление государства, я предложил студентам сыграть в игру «Рыбалка». В качестве рыбок выступали на правах рекламы крекеры Goldfish.
Правила игры достаточно простые:
- В середине комнаты стоит поднос с рыбками - это наше озеро.
- В начале игры в озере проживает 56 рыбок.
- Игра проходит циклами - сезон рыбной ловли / межсезонье.
- За сезон рыбак может поймать от одной до трёх рыбок или может вообще не выходить на ловлю.
- В межсезонье рыбаки чинят снасти и обсуждают свои рыбачьи дела, а рыба пытается восстановить свою популяцию. На каждую пару рыб в озеро добавляется ещё одна.
- Игра будет окончена, если в озере закончатся рыбы или если закончится время урока, отведённое на игру. Во втором случае это означает, что мы можем сыграть порядка 5-6 раундов.
- В конце игры каждая выловленная рыбка принесёт студенту дополнительный балл к тестам, которые мы пишем в начале некоторых заданий (surprise quiz).
Рыбаков-студентов сегодня было 17 человек. Как вы думаете, как прошла игра?