Утилитаризм. Деньги решают всё.

Sep 01, 2015 15:53

Человек находится во власти боли и удовольствия.
Все наши сложные переживания в известной степени можно свести к попытке максимизации счастья и минимизации страданий. Именно на этой концепции строится философия утилитаризма, которая лежит в основе современного западного общества.
Read more... )

mu, моральная философия

Leave a comment

Comments 18

kliaksa_k September 1 2015, 20:48:02 UTC
С первого взгляда такой подход кажется каким-то чудовищным упрощением, но ведь они серьезные люди и многое всерьез на этом основано?

Reply

moral_psycho September 3 2015, 15:32:49 UTC
Да, очень и очень многое. И это, на самом деле, страшно.

Reply


d_c_troy September 1 2015, 22:05:17 UTC
как то уж очень уныл перечень удовольствий... Я бы насторожился (уж больно много не договаривают)...

Reply

moral_psycho September 3 2015, 15:33:49 UTC
все сказали, что придумать удовольствие было очень сложно.
понимаю, что все промолчали про секс, но это только второе занятие и я не форсировал

Reply

moral_psycho September 3 2015, 15:34:30 UTC
а ты что думаешь про рыночные механизмы?

Reply

d_c_troy September 3 2015, 19:55:08 UTC
они убогие, не работают и их надо к чертям отменить... Шутка ;)
В целом, нужно признать, что подобного рода концепция гораздо древнее 18 века и по всей видимости так же стара как деньги... и в самом деле, в чистом виде в реальной жизни нихрена не работает если не уравновешена "другими механизмами" существующими в обществе... Но как сферический конь в вакууме, для "экономической теории" может быть полезным приближением... Однако надо понимать всю грубость этого приближения.

Reply


ext_3281237 September 1 2015, 23:42:15 UTC
Может это самый простой способ управлять массой людей, регламентировать, установить сразу понятные простые правила, распределить ресурс или благо, которого очевидно на всех не хватит. Принцип неравенства людей ))

Я только вот думаю, стал бы мизантропом директор в первом примере, если бы продолжил своё заявление например вот таким пассажем: "Друзья! В виду сложившейся ситуации, когда деньги не могут отделить зёрна от плевел, мы упраздняем к чертовой матери плату за входной билет и перед представлением всем пришедшим будет предложена 2х часовая лекция от самого забористого и увлекательного шекспироведа на нашем континенте. В порядке живой очереди занять свободное место можно будет из числа не выдержавших концентрации Шекспира." Я уверена, что настоящие любители Шекспира просто оргазм испытают от такого предложения, а не сильно заинтересованные им просто не воспользуются.

Reply

moral_psycho September 3 2015, 15:41:19 UTC
Не уверен, что он самый простой, но считается, что он самый "эффективный".

Идея с театром гениальная!

Как это применить в Конгрессе я пока не придумал.

Reply

ext_3281237 September 3 2015, 20:18:02 UTC
В Конгрессе надо попробовать сделать слушания в электрическом виде. Например, подается расписание слушаний и за месяц открывается электронная нелимитированная регистрация для граждан по айди, так это нейтрализует лоббизм. Там же организуется голосование по тематикам, где люди будут заранее объединяться по общности вопросов, ну, и чтобы не хламить одним и тем же. На слушания всем зарегистрированным присылаются приглашения и те, кто физически подключится (разные айди и разные айпи), будут участвовать в голосовании или обсуждении. Там ещё конечно нужен будет целый штат людей, которые бы это дело обслуживали, но в конце концов-то ракеты давно в космос летают, и это тоже можно осилить бюджетно.

Reply


yarwain September 2 2015, 11:16:08 UTC
Такое ощущение, что где-то спутано теплое с мягким. Утилитаризм в экономическом плане (вещь стоит ровно столько, сколько за нее готовы заплатить) вполне применим. А если говорить о политике, благотворительности, спасении людей, то конечно нет. По крайней мере не должен, иначе все отношения превращаются в торговые, а про такие штуки, как добро и любовь, люди забудут.

Reply

moral_psycho September 3 2015, 15:49:41 UTC
всё так. Но экономика предлагает рассматривать "любовь", как часть функции полезности.

"It can be said that Mi [Man i] loves Fj [Female J] if her welfare enters his utility function, and perhaps also if Mi values emotional and physical contact with Fj. Clearly, Mi can benefit from a match with Fj, because he could then have a more favorable effect on her welfare - and thereby on his own utility - and because the commodities measuring ‘contact’ with Fj can be produced more cheaply when they are matched than when Mi has to seek an ‘illicit’ relationship with Fj.”

И дальше можно построить функцию полезности и описать "рынок" семейных пар, где есть спрос и предложение. Всё предельно разумно и рационально.

Reply

yarwain September 4 2015, 08:12:49 UTC
"and _perhaps_ also if Mi values emotional and physical contact with Fj" - долго смеялась :)
Как определение любви этот текст нелеп чуть более, чем полностью. Но наверняка писавшие его люди имели ввиду что-то другое. Например, если его рассматривать не как определение любви, а как экономическую составляющую брака. То есть как бы не претендуя на рассмотрение эмоциональной стороны и не пытаясь определить счастье индивидуума, можно сказать, что с экономической точки зрения брак приносит вот такой вот доход от слияния капиталов.
Если же кто-то действительно хочет описать все сферы жизни исключительно экономической составляющей, не принимая во внимание остальные факторы, то это не разумно, потому что модель будет слишком сильно искажать действительность.

Reply

moral_psycho September 4 2015, 15:59:44 UTC
Долгое время считалось, что все эмоции можно рационально описать и свести к логическим формулам. Многие до сих пор так считают. Я тоже, наверное, так думал, когда экономфак закончил.

Reply


leoka_dia September 3 2015, 11:43:18 UTC
японец прекрасен))
утилитаризм - последнее прибежище человека в эпоху Кали-Юги, когда не осталось уже ни Любви, ни Закона, а только Польза, да и то в самом примитивном ее виде. мертвечина по сути, и непонятно могут ли ее оживить отдельные духовные примочки без изменения системы в целом

сложность еще и в том, что моральные регуляторы тоже могут работать в разные стороны - суд шариата вполне себе мораль

Reply

moral_psycho September 3 2015, 15:56:09 UTC
Японец бесконечно прекрасен. Я его спросил про стереотип о любви японцев к чистоте. И он признался, что по его мнению центр нашей деревни очень грязный. С трудом представляю какого ему в больших городах, где по-настоящему грязно.

Очень бы хотелось сформулировать тезисы о новом прибежище, ибо утилитаризм мне не очень симпатичен. Мне кажется, пока мы остаёмся в старой парадигме - все наши действия идут ей на "пользу".

Кстати! спасибо тебе за идею вести эти заметки. Структурирую свои мысли и держу контакт с тобой и другими.

Reply


Leave a comment

Up