"Если бы мне сказали..., что современный город может быть приведен в такое состояние, в какое немцы привели Новгород, я бы этому не поверил. Но когда я собственными глазами увидел его руины. когда я посетил развалины Нередицы, Волотова, Ковалева - этих проставленных на весь мир памятников древнерусского зодчества, украшенных изумительными росписями 12-14 веков, я понял, что вандализм 20 века намного превосходит вандализм 4 столетия" В.Н. Лавров (1947 год)
Обстреляны бюст Толстого как-бы напоминает, что война не только захват территории и ресурсов, но и полное уничтожение культуры на захватываемых территориях. Мы нужны были фашистам как рабочая сила и как земля, на которой можно что-то выращивать. Все. На нашу культуру им было наплевать. Хорошо, у них не получилось нас уничтожить!
Оккупация Великого Новгорода продолжалась с 15 августа 1941 года по 20 января 1944 года. Война нанесла огромный и во многом непоправимый ущерб как памятникам самого города, так и его окрестностей. Сгорели все деревянные здания. Из новгородского музея, который не был своевременно эвакуирован полностью, были расхищены ценнейшие коллекции по археологии, истории и искусству. Было разрушено практически всё, превращены в развалины всемирно известные памятники новгородского зодчества.
В первые послевоенные годы основные строительные работы касались восстановления сохранившихся коробок зданий. Что-то удалось восстановить. Собирали все по оставшимся камням. В марте 1945 года, постановлением СНК РСФСР была утверждена схема генерального плана восстановления Великого Новгорода, разработанная под руководством именитого академика Алексея Викторовича Щусева. А уже 1 ноября 1945 года Великий Новгород вошел в число 15 городов СССР, подлежащих первоочередному восстановлению. Во время и после войны Щусев приступает к восстановлению освобожденных городов, таких как Истра, Кишинев или Великий Новгород. Эти проекты стали одними из последних в жизни академика - он умирает 24 мая 1949 года.
"...что погибло, того уже не вернешь, Мы никогда больше не увидим суровых фресок Нередицы, радостных фресок Волотова, полных какой-то интимности фресок Ковалёва...Мы не сумеем насладится красотой их одухотворенных ликов, их дивных красок, их редкого по своей зрелости декоративного замысла" В.Н. Лазарев (1947 год)