"Союз Молодежи" (1910-1914) - первое официально зарегистрированное объедение художников русского авангарда. Его инициаторами стали меценат и знаток русского театра Левкий Жевержеев, а также живописцы Иосиф Школьник. Э. Спандиков, С. Шлейфер, М. Матюшин и скульптор Р. Воинов. Состав общества менялся в разные годы, но неизменным оставалась позиция: открытость новым воззрениям, людям и течениям. Идеология объединения, изначально доброжелательная ко всем художникам разных направлений, привела к тому, что символизм, неопримитивизм, кубизм, футуризм равно принимались на выставках общества. С 1910 по 1914 общество устраивало семь выставок.
Общество занималось просвещением (были проведены диспуты о новейшей русской живописи). Обществом был изданы сборники посвященные современному искусству. В них были напечатаны основополагающие для осмысления путей нового искусства статьи Владимира Маркова "Принципы нового искусства", Ольги Розановой "Основы нового творчества и причины его непонимания", публиковались тексты из современных европейских каталогов, силами членов Союза переведены на русский язык. Также в 1913-1914 годах были изданы книги Владимира Маркова ("Свирель Китая", "Искусство острова Пасхи" и другие) которые представили читателю неевропоцентристскую модель искусства будущего (то есть не завязанную на превосходстве искусства европейских народов и западноевропейской цивилизации).
В реализованный обществом авангардный проект вошли и театральные постановки ("Победа над Солнцем"в стенографии Малевича, "Владимир Маяковский").
К сожалению, многие проекты общества остались не реализованными, например, совместные выставки с немецкими экспрессионистами и финскими художниками, первый в мире музей современного искусства, театр-кабаре, библиотека...За 4 годы общество многое смогло сделать, сформировало среду (выставочное пространство) на которой созрел русский авангард.
Номинально общество существовало по 1914 год, но в 1917 году состоялось общее собрание общества, а в 1919 году некоторые художники, состоявшие в нём практически с основания, участвовали в 1-й Свободной Государственной выставке произведений искусства в Зимнем дворце, заявленные именно как члены общества.
По заметкам искуссвоведов особо значимым стал контекст, созданный обществом, для развития таланта Розановой и Филонова, а также для Матвея как писателя - теоретика и пропагандиста нового искусства.
Где-то в 1920-х годах произошло изменение художественно-политической ситуации и общество как-то так исчезло и ушло в историю. Русский музей делал выставку посвященную деятельности "Союза молодежи" и выставлял несколько картин художников членов (под катом написала о нескольких художников). К сожалению, не приобрела каталог, а надо было. Есть повод поехать в Санкт-Петербург и попробовать купить книгу в магазине музея.
Плакат времен общества.
Сборники посвященные искусству.
Павел Филимонов "Мужчина и женщина" (1912-1913) Основатель и учитель аналитического искусства. Аллегорические фигуры-олицетворения, темы бытия. Объясняя что такое аналитическое искусство художник привел пример: нарисовал угол дома, возле него лошадь с телегой. За рамками холста-дверь в магазин, из которого выходит женщина с покупками и видит лошадь-на этих словах художник прямо на хвосте лошади нарисовал лошадиную голову (угол зрения женщины). Эту же лошадь видят люди из окна дома, воробей, муха, извозчик. Да и сама лошадь что-то видит. Все это должно быть перенесено на холст. Как я поняла для аналитического искусства характерна многомерность (не один угол зрения, а несколько, и это все отражается на холсте). Сложно для понимания и восприятия. Но если посмотреть на картины художника, он заморачивался сильно, красивая и яркая кропотливая работа. Но если честно, на любителя.
"Женщина и всадники"
"Россия после 1905 года"
(из третьяковки)
Ольга Розанова.
Одна из самых ярких художниц русского авангарда, всю свою короткую творческую жизнь неизменно находилась в эпицентре обновления искусства. Алексей Кручёных посвятил ей книжку. В 1915 году Владимир Маяковский напечатал цикл из трех стихотворений с надписью: "Светлой О.В.Р.; эти стихи". Пётр Митурич придумал для неё яркое имя "ОЛЬРОЗ". 1917 году создала один из шедевров беспредметной живописи 20 века - картину "Зелёная полоса". В 1918 умерла от дифтерита.
"Натюрморт с зелёным кувшином" и "Кузница".
Вера Царевская.
Картины "Леда" и "Ярилин день". Иконописный стиль на языческую тему.
Эдуард Спандиков Член-учредитель и первый председатель общества художников «Союз молодежи», автор текстов о современном искусстве. Юрист по основной профессии. Неакадемический живописец. К сожалению со временем его живописные работы по большей части исчезли.
"Городской пейзаж"(примерно 1910, не позднее 1920)
"Дама в шляпе" (1910)
Святослав Нагубников Его работы считались "чрезвычайно умелыми", "сильными и своеобразными" "в них та простая глубина приемов, которая способна заклятых врагов новшества обращать в грусть". К сожалению в 1914 году художник ушел на фронт добровольцем и пропал без вести.
"Петербург"
"Портрет дамы"
Савелий Шлейфер.
В 1910 году художник становится одним из учредителей общества художников «Союз молодёжи». Был учителем будущего советского художника Владимира Серова. К сожалению судьба трагическая. Эмигрировал во Францию и во время Второй Мировой погиб в концлагере Освенцим.
"Автопортрет"
"Вечер"
Владимир Бурлюк один из основоположников российского футуризма.
"Весна. Декларативное панно"
Казимир Малевич
Портрет условно посвящен Ивану Клюну, русскому художнику-авангардисту. Сам по себе мотив изображенного в фас бородатого мужчины, с очень условными, обобщенными чертами лица, характерен для Малевича. "Усовершенствованный портрет Клюна", впервые экспонировавшийся на выставке Союза молодежи 1913-1914, является одним из характернейших примеров кубофутуризма (не только в творчестве Малевича, но и в русской живописи этого периода).
Александра Экстер художница-авангардистка (кубофутуризм, супрематизм), график, художница театра и кино, дизайнер. Представительница русского авангарда, одна из основоположниц стиля "ар-деко" (направление моды, в основе которого лежит одноименное течение в искусстве, зародившееся в первой половине 20 века). В 1924-1925 годах участвовала в оформлении Советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции и подготовке экспозиции советского отдела Всемирной выставки современного индустриального и декоративного искусства ("арт-деко") в Париже. С 30-х работает во Франции, основными направлениями её работы становятся оформление интерьеров, роспись керамической посуды, создаёт работы в области книжной графики. Умирает в 1949 году во Франции.
"Город ночью"
"Берег Сены"
Несмотря на традиционное культурное противостояние Питера и Москвы, общество призывало все новаторские силы России к участию в общем деле окультуривания новым искусством. Именно благодаря деятельности "Союза молодежи" искусство авангарда первой половины 1910-х годов прошло под знаком объединения двух столиц. В разное время на выставочных площадках, представленных петербургским обществом, смогли вставлять свои произведения Ларионов, Гончарова, братья Бурлюки, Татлин, Малевич, Кончаловский, Машков, Малевич и другие москвичи. В 1912 в Москве прошла совместная выставка общества и объединения художника Ларионова "Ослиный хвост", познакомившая москвичей с творчеством петербуржцев. В начале 1913 в Москве открывается московское отделение общества, председателем которого стал Малевич. На одной из выставок большой резонанс сделала одна из московских новинок, картина Ильи Машкова.
Илья Машков один из основателей и участник художественного объединения "Бубновый валет" и Общества московских художников.
"Автопортрет и портрет Петра Кончаловского". Остроумный пример парного портрета. В картине отображено одно из веяний нового искусства того времени: провозглашение торжества плоти, демонстративная телесность.
Критик Н.Н.Брешко-Брешковский писал:" В Москве на выставке "Бубнового валета" нашумела картина Машкова, где он изобразил себя и другого художника, Кончаловского, нагишом. Теперь эта картина украшает "Союз Молодежи" и, будет думать, также скандально прогремит, как в Москве. В таком виде еще никто не писал автопортретов. Глядя на эту картину,-видишь, что Машков не ко двору был со своей техникой в "Ослином хвосте". Рисунок у него реальный, академический. Вот только в смысле "раскраски" Машков условен. Посреди комнаты сидят рядышком Машков и Кончаловский. Весь их костюм заключается в коротеньких черных трусишках. И что за атлетические фигуры!<...> Упруго надулись на руках бицепсы. И ноги - под стать, такие же сильные и крепкие. Голый Машков собирается играть на скрипке. Приятель его держит ноты. Тут же пианино оскалило свои белые сверкающие клавиши. На столе кофе и бутылка с бенедиктином. Натурно устроились мальчики!...На полу - тяжелые гири - двухпудовики. Нужно думать так: приятели занимались атлетикой, культивируя свои богатырские мышцы. Затем вкусно позавтракали и, весело кайфуя, музицируют. Но Кончаловский с Машковым не только занимаются выжиманием и вытаскиванием, не только пьют бенедиктин и музицируют, - они еще и много читают. Над головой Машкова - полка с книгами и Вы в двадцати шагах свободно читаете жирные отчетливые надписи корешков: "Ассирия", "Вавилония", "Египет", "Библия"...Вот какими книгами увлекаются художники-гиревики. Видимо писал Машков этот "семейный портрет" вскоре по возращению с каких-либо жарких, экзотических купаний, ибо тело того и другого - коричневое, как обиженная глина. И лица смуглые, как у мавров".
Едкая критика картины. Можно написать: "мне не понравилось они какие-то голые", а можно на страницу подколоть так, что зачитаешься. Вот они эти настоящие критики!
Кстати над головами художников портреты с вазами, поначалу это были портреты жен обоих художников, но дамы не захотели фигурировать в картине, и Машков ловко переделал их в вазы с фруктами. Но все равно очертания людей.
Да в то время это было что-то интересное и скандальное.