Я раньше не очень интересовалась выставками всяких бытовых вещей вроде мебели, посуды или одежды. Но вот с удовольствием сходила на выставку платков. Проходило все в Русском музее. Платки и шали не только интересны как дополнение костюма (праздничного как обычно), они также ярко представляют виды традиционного искусства, с самобытными узорами, разнообразными приемами ручного производства. Шали крепостных мануфактур России начала 19 века, оренбургские пуховые платки-паутинки, вологодские кружевные косынки, нижегородские, каргопольские золотошвейные платки - уникальные явления национальной культуры. Мне кажется, что яркие платки и шали никогда не выйдут из моды. Павлопосадский платок или оренбургский есть у многих, несмотря на возраст.
Головные покрывала, фата. С давнего времени элемент женской одежды. В них практически укутывались. Начиная с 18 века покрывало остаются в качестве дополнения к выходному костюму в мещанской и купеческой среде, а также у зажиточного крестьянства. Фата в составе сарафанного комплекса костюма бытовала у северных великороссов в Московской губернии, губерниях расположенных севернее Москвы, в Поволжье, в крупных городах. К началу 20 века головные покрывала окончательно вышли из моды и стали элементом свадебного наряда. В настоящее время покрывало, фата одевается на свадьбу. Редко кто сейчас носит как дополнение к наряду. Фаты-канаваты сначала были импортным товаром (канаваты - по названию сирийского города Канават, где производился шёлк), завозились из Канавата (сейчас это Сирия). В России канаватные покрывала стали производится со второй половине 18 века.
Различные варианты ношения платка. В Нижегородской губернии как нигде еще женщины умели носить вышитые платки и завязывали из различными способами. Их могли закалывать булавкой под подбородком, завязывали назад чтобы косынка обхватывала всю голову.
Торжок, Тверской губернии был в 19 веке крупным центром золотого шитья. Причем шитьем украшали обувь, церковное облачение, и предметы женского костюма. Женщины носили белые платки расшитые золотом. Понятно, что все это одевалось к выходному костюму. В церковь ходили, на праздники, в гости. А в обыденной жизни ходили скромнее.
Также белые платки расшитые золотым шитьем носили в Каргополе, центр старообрядчества на Севере. Расшитых полностью платков не было. Угол платка, лежащий на спине, обычно украшен одной крупной сложной композицией. По местному обычаю платки закалывались под подбородком, распускались свободно по спине.
Уже более европейское. Дворянское. Платки считались крестьянскими и не благородными, и дворянки носили длинные шали.
Платки, платки, платки...яркие цвета.
На картинах Абрама Архипова взрыв ярких красок. Он много рисовал крестьянок, а значит платки и яркие одежды.
Кустодиев и его барыня.
Подобная свастика обычно нами воспринимается как фашистский знак. Но это старый знак солнца. Был использован фашистами в своей идеологии и теперь по большей части вызывает отторжение.
Это Вам не современные платки, бумажные. Это красота для красоты. В ручках подержать, носик от запаха уличного закрыть, кому-то помахать.
Советские шелковые платки.
Оренбургский пуховой платок.
Пуховязательный промысел Оренбуржья насчитывает почти 2 с лишним столетия. Его возникновение связывают с началом заселение степей Киргиз-Кайсацкой Орды русскими переселенцами из примерно 20 губерний Среднего Поволжья и Центрально-Черноземного региона. Уже к середине 19 века оренбургский пуховой платок не только удовлетворял запросы столичного дворянства, но и не раз привлекал внимание императорской семьи, выступая в качестве подарков августейшим особам. Известность платок получил после выставки в Лондоне 1851 года. Пуховые платки вязали и вяжут на 2-х металлических спицах (иглах) вручную из пуха оренбургских коз - самого тонкого в мире. Название узором, старинных и настоящих-русские: пшенка, горох, рыбки, мышиный след, кошачьи лапки, соты, косорядки большие и малые глухотинки.
Настоящая оренбургская пуховая паутинка должна проходить через кольцо. И при такой тонкости, паутинки очень теплые. У меня несколько платков. Очень теплые.
Одним из крупнейших мастеров, оставивших след в истории пуховязания, была Анна Фёдоровна Блинова (1909-1998). Ее именем назван утвердившийся на промысле в конце 1950-х годов "блинов узор". Была главным художником Комбината оренбургского пухового платка. Верхом мастерства является создание многоцветного платка-паутинки.
К сожалению к началу 20 века технология создания паутинки была утеряна. И Анна Блинова занялась возрождением такой очень трудоемкой техники, и единственным мастером, создавшим трехцветный платок в 20 веке. Платок был выполнен в 1958 году для областной выставки изделий легкой промышленности. Это первая и единственная трехцветная паутинка в творчестве мастерицы, и в современной истории пуховязательного промысла. Нигде в мире нет таких пуховых платков-паутинок (по своим свойствам), которые делают мастерицы из Оренбурга.