Усадьбы, особняки Москвы и Подмосковья. Часть 4. Особняк Барышникова

Jun 19, 2012 15:17


Усадьба возникла  в конце XVIII в. из двух смежных участков на углу Большого Харитоньевского переулка. Между 1797 и 1802 по проекту архитектора М.Ф. Казакова было выстроено ныне существующее здание в форме открытого к улице каре, включившего палаты конца XVII - начала XVIII вв. и корпус 1790-х гг.

Историю дома Барышникова удается проследить с 1757 года , хотя сам дом, несомненно, включил части более ранние. В это время (при владельце князе А. И. Кольцове-Масальском) участок был уже по размерам точно таким же, как и полтораста лет спустя. Он имел редкую для Москвы правильную форму, но расположение построек было совершенно средневековым: главный дом стоял на участке асимметрично, торцом к улице и по форме был близок букве Г. На угол Мясницкой улицы и Проезжего переулка (впоследствии Мал. Козловского) выходило каменное жилое строение, за ним по переулку деревянная конюшня (постройки эти просуществовали до начала перестройки усадьбы в 90-х годах XVIII в.). Старейшая часть Барышниковского дома - это палаты XVII века, хотя, быть может, к ним до 1757 года и пристроены части первой половины XVIII века. Современный дом хорошо сохранил старые фрагменты: его правое крыло сложено из кирпича размерами 28,5 x 14 x 7,5 (7) см, шов 2,5 см (тщательная затирка). В этой части здания в обоих этажах своды (они хорошо видны на разрезе в альбоме) и сохранились отчасти старые фрагменты - аркады (заложенные еще в XVIII в.) с ширинками (квадратными нишками) на столбах. До ремонта 1965 года местами сохранилась даже старая покраска по обмазке (суриком с разрисовкой швов). Из-за сводов второго этажа окна этой части значительно ниже, чем в иных частях дома. Их "уравняли" с остальными, устроив ниши с большим подвышением.

За время, прошедшее с 1759 по 1793 год, усадьба почти не изменилась, только форма дома была слегка выправлена за счет достройки будущего правого крыла. В 1790 году, если верить А. Мартынову, домом владел купец А. И. Квасников (в 1793 г. он обозначен соседом Барышникова справа), а к 1792 году усадьба перешла к И. И. Барышникову. Тот, вероятно, сразу замыслил ее перестройку, но вариант с достройкой здания по форме "покоя" возник не сразу. По проекту 1793 года предполагалось только возвести часть дома параллельно улице до переулка, а на углу (где теперь во втором этаже зал) возвести двухэтажную службу.

Зодчий мастерски соединил ясность и строгость осевой композиции с живописностью выразительных перспектив, создаваемых колонными галереями вдоль боковых крыльев (утрачены). Они оформляли глубокий двор и подводили к центральной части здания с сильно вынесенным и поднятым на 1-й этаж коринфским портиком. Стремление к живописности и динамичности пространства ещё ярче проявилось в компоновке и оформлении парадных помещений дворца. Скруглённые колоннады прямоугольных залов создают богатую светотеневую игру, подчёркивая высветленную гамму живописных плафонов. Интерьер отделан искусственным мрамором и рельефами. Служебные корпуса усадьбы формируют ряд примыкающих к дворцу замкнутых дворов. После Отечественной войны 1812 владельцем усадьбы стал С.Н. Бегичев. У него в 1823-24 жил, работал над комедией «Горе от ума» и написал свой знаменитый вальс А.С. Грибоедов. Здесь часто бывали В.К. Кюхельбекер, Д.В. Давыдов, А.Н. Алябьев и др.

Адерс ул. Мясницкая, д. 42.

















Особняк Москвы, Дом Барышникова, Свадьба в усадьбе, Свадебные идеи, Мероприятия, Свадьба в особняке, Креативное агентство "Мориссот", Организация мероприятий

Previous post Next post
Up