Война на море. Последний бой МО-206

Sep 06, 2020 22:38

    Судьбе катера МО-206 описана достаточно подробно, но увы не совсем точно: упоминается, что катер затонул 30 сентября но был поднят, был атакован авиацией 21 октября получил повреждения но добрался до базы, а 29 октября был потоплен.
    МО-206 вступил в строй 1 июля 1941 года. Но уже в августе катер был отправлен на ремонт в мастерские порта НКВД в Ленинграде.  В ходе ремонта на нем были заменены моторов (имели ресурс свыше 400 часов) на моторы прошедшие переборку, был произведен мелкий профилактический ремонт и осмотр.
    После окончания ремонта 30 сентября при выходе из Кронштадтской бухты в условиях плохой видимости катер потерял ориентировку и выскочил на ряжи южнее форта «Рошаль» (форт «Константин»). Засел он там крепко, так же судя по всему при аварии на катере вышла из строя радиостанция так как доложить о своем положении командованию с него не смогли. Доклад о положении МО-206 был получен от командира МО-308, который получил семафор с борта терпевшего бедствия катера «Прошу помощи, подойти к борту». С катера запросили буксир для снятия с ряжей. Попытки самостоятельно сняться с ряжей ни к чему не привели, только от полученных повреждений затопило бензоотсек по ватерлинию. Снять катер с камней удалось только с помощью крана. Так как заделка пробоины требовала подъема катера на стенку, командование посчитало, что вывод катера в ремонт в этот момент нецелесообразно.
После высадки десанта в Петергофе 5 октября, днем в районе действовала группа катеров под командованием старшего лейтенанта Резниченко в которую входил МО-206. Из состава группы огнем с берега был потоплен катер МО-412. Несмотря на то, что на МО-206 был затоплен бензоотсек, катер повреждений не получил.
Только 10 октября катер был отправлен в ремонт. В процессе ремонта была произведена сменена обшивка корпуса: наружной размером 1,5х2 метра и внутренней около 1,0х1,5 метра. В Кронштадт МО-206 возвратился в 17.35 22 октября.
    В конце октября было принято решение о снятии войск с островов Бъеркского архипелага.  В полдень 29 октября катер вышел в район острова Биорке для установки створных знаков, чтобы обеспечить безопасный  подход судов к острову, для погрузки гарнизона острова.
    В 13.53 на МО-206 находившегося в районе Шепелевского маяка замечены 6 самолетов противника со стороны финского берега.
    Одновременно в этом же районе, в пределах видимости, находились два катера МО-107 и МО-108 и один буксир, которые в 12.05 с командиром 1-го дивизиона капитан-лейтенанта Капралова вышли к Шепелевскому маяку на спасение людей с горящей шхуны «Нева» подожженой авиацией противника.
    Сразу же после обнаружения самолетов катер лег на обратный курс. В 13.54 зайдя с кормы на катер были сброшены бомбы, повреждений не было. Затем самолеты противника снизились до высоты 500-100 метров и стали штурмовать катер из пушек и пулеметов. С катера был открыт ответный огонь. При втором заходе самолетов противника был выведен из строя пулемет ДШК и одна пушка, а также весь расчет орудия и пулемета.
    Катера МО-107 и МО-108 сразу пошли на помощь катеру МО-206. Примерно с дистанции 20 кабельтовых они открыли огонь по самолетам.
    В результате обстрела на МО-206 с начало возникло два пожара: в 8-ми местном кубрике и  в ахтерпике которые были ликвидированы при помощи воды из пожарных шлангов и ведер.    Последующие заходами и обстрелом полностью был выведен из строя пожарный шланг, который был пробит во многих местах. Находившийся на мостике баллон с ацитиленом был поражен пулеметным огнем, в результате чего загорелся, но был выброшен за борт.
    Одним из попаданий был вызван взрыв в бензоотсеке, переборки были выдавлены в моторный отсеки и в кубрик, верхняя палуба в районе бензоотсека по левому борту была покороблена, бензин из бензоцистерны начал разливаться в отсеки. Моторы заглохли и в 14.00 катер потерял ход, так как при разрушении переборки был поврежден бензиновый трубопровод, продолжал только работать двигатель Л-6 на пожарную помпу. Почти все огнетушители от взрыва вышли из строя.
     Разрастающийся пожар пытались ликвидировать уцелевшими огнетушителями и водой, главный образом при помощи ведер, так как пожарный шланг был сильно поврежден и вода выливалась через повреждения.
    С целью введения в заблуждения противника катере зажгли дымовые шашки, для создания видимости большого пожара, с тем чтобы самолеты прекратили обстрел.
    В 14.03 подошедшие катера МО-107 и МО-108 приступили к съемке личного состава, два человека были  подобраны из воды. К этому времени пожар на МО-206 был почти ликвидирован.
    В 14.20 над катерами начали патрулировать наши истребители. Катера МО-108 взял поврежденный катер на буксир, но на последнем снова вспыхнул пожар в районе рубки. Огонь начал быстро усиливаться и начал рваться боезапас, в результате буксирный конец был обрублен.
    В 14.36 минут катера МО-107 и МО-108 отошли от МО-206, оставив на нем двух убитых краснофлотцев и взяли курс на Кронштадт.
    В 16.15 проходящие через боны МО-107 и 108 передали на брандвахту семафором, что имеют на борту тяжело раненых и идут к Петровской пристани. Командир дивизиона доложил, что на катере убито 3 человека, тяжело ранено 4 человека, легко раненых 6 человек, невредимых 7 человек. Все пострадавшие отправлены в госпиталь.
    В госпитале от полученых ранений скончался командир катера лейтенант Равдугин Василий Яковлевич.

   В газете была опубликована небольшая заметка о бое катера с самолетами противника.
Бой советского катера с семью немецкими самолетамиКатер-охотник шел в море для выполнения боевого задания. Зорко следили за воздухом сигнальщики, на-чеку стояли комендоры и пуле­метчики.
Вскоре далеко на горизонте сиг­нальщики заметили три вражеских самолета. Покружив над заливом, самолеты скрылись.
- Разведчики, - проговорил рулевой Васильев, - скоро по­явятся бомбардировщики...
- Ну, что ж - встретим, - ответили зенитчики.
Встреча произошла скоро. Семь «Юнкерсов» выскочили из-за обла­ков и внезапно обрушились на катер.
- Право руля! Полный вперед!
- По самолетам противника огонь! - одну за другой подавал команды лейтенант Равдугин.
С необычайной быстротой комендоры Фролов и Ситников открыт ар­тиллерийский огонь. Комсомолец Се­дов метко строчил из пулемета.
Боевой строй семи бомбардиров­щиков нарушился. Шесть немецких самолетов бросились в разные сто­роны. Только один бандит, несмот­ря на убийственный огонь, не от­казался от своего маневра. Он шел прямо на цель. Поравнявшись с катером, самолет сбросил бомбы и, перейдя на бреющий полет, стал обстреливать моряков из пулеметов.
Катер умело сманеврировал, и весь залп фашиста пропал зря. Немцы пришли в неистовство. Все семь машин снова бросились на ка­тер.
Завязался жаркий неравный бой. Краснофлотцы и командиры охотни­ка держались спокойно и муже­ственно. Исключительно стойко сра­жался пулеметчик комсомолец Седов. Он яростно поливал воздушных разбойников горячей сталью. Бал­тийский пулеметчик готов был уме­реть, но не сдать своей позиции. Мужественный боец погиб в этом бою, так и не выпустив из рук пу­лемета. Лейтенант Лунев, увидев, что пулеметчик сражен вражеской пулей, сам встал за пулемет и стал мстить врагам за бойца. Но вот раздался мощный взрыв. Подбро­шенный взрывной волной, лейте­нант в какое-то мгновение вдруг оказался за бортом в студеной, осенней воде. Но Лунев не расте­рялся, ухватившись за, что-то, он быстро забрался на катер и тут же стал руководить тушением возник­шего пожара.
Вражеские самолеты продолжали обстрел. Пули впивались в палубу, вывели из строя насос, шланги, огнетушитель. Пламя разгоралось, ох­ватывало новые отсеки. Но бойцы и командиры не сдавались, они ре­шили бороться за жизнь катера до последних сил. Храбрые катерники боцман Гавриков, комендор Фролов, радисты Краев и Кокшаров и другие ведрами черпали воду, песком и ру­ками тушили пожар.
Рулевой Васильев был серьезно ранен, но не ушел с поста. Окро­вавленными руками он сбрасывал за борт глубинные бомбы, тушил пожар.
С невиданным мужеством работа­ли машинисты и мотористы Сидоричев, Каторжимин, Малышев и другие.
Так горсточка советских богаты­рей на небольшом суденышке вы­держала неравный бой с семью фа­шистскими самолетами.

МО-206 был атакован финскими истребителями «Fokker D.XXI» из 30 эскадрильи. Так как у финских были не убираемые шасси, то их часто принимали за «Юнкерсы» Ю-87. Их действия стали причиной гибели еще нескольких наших кораблей. Основной причиной гибели катеров были вызванные  вытекание бензина из пробитых бензобаков бензина и воспламенения его паров, что приводило к пожарам и как результат гибели катера.
Previous post Next post
Up