В конце сентября я сходил в отпуск, во время которого немного покатался по Поволжью. В частности провёл несколько дней в Нижнем Новгороде, где кроме прочего посетил два музея, связанных с железными дорогами. Об одном из них я расскажу этом посте.
Музей называется «Паровозы России" и расположен он под открытом небом, но на закрытой и охраняемой площадке. Вход бесплатный, но на ночь музей закрывается.
Собственно вход в музей:
График работы музея:
Схема расстановки экспонатов:
Предлагаемый маршрут обхода:
Сразу после входа стоит макет паровоза Черепановых:
Хотя музей посвящён паровозам, но в экспозиции есть и узкоколейный тепловоз ТУ7 2895 с парой пассажирских вагонов ПВ-40. Причём вагоны точно такие же, как
на казанской ДЖД:
Паровоз Э-1112:
Серия Э была разработана Луганским паровозостроительным заводом в 1910-м году. Паровозы серии Э являлись одними из самых мощных и самых массовых паровозов, созданных в начале XX века. Проект грузового паровоза, пройдя комиссию, в феврале 1911 года поступил на рассмотрение Инженерного совета министров путей сообщения. 29 октября 1911 был утверждён рабочий проект паровоза и, начиная с 1912 года, было налажено их серийное производство. В дальнейшем паровозы строились на Харьковском, Коломенском, Брянском и Сормовском заводах до 1957 года. Эта серия паровозов является самой массовой в мире - всего, включая различные модификации, было построено около 11 тысяч локомотивов.
- Вес в рабочем состоянии: 80Т
- Сцепной вес: 80Т
- Нагрузка колёсной пары на рельсы: 16Т
- Максимальная мощность: 1500лс
- Конструкционная скорость: 55км/ч
- КПД: 8%
- Год изготовления: 1916
Паровоз ЭУ 684-52:
Паровоз серии ЭУ - это модернизации паровоза серии Э. На нём вместо пароперегревателя Шмидта был установлен пароперегреватель С.М.Чусова, что дало возможность увеличить поверхность нагрева котла и более полно использовать теплоту сгорания топлива. Это сделало их достаточно экономичными паровозами грузового парка. Паровозы серии Э по новому проекту начали строиться с конца 1926 года и получили наименование ЭУ (усиленный). Они строились на Коломенском, Сормовском, Ворошиловградском (Луганском), Харьковском и Брянском заводах.
- Вес в рабочем состоянии: 85.6Т
- Сцепной вес: 85.6Т
- Нагрузка колёсной пары на рельсы: 17Т
- Максимальная мощность: 1800лс
- Конструкционная скорость: 55км/ч
- Год изготовления: 1928
Паровоз ЭМ 720-07:
Паровоз ЭМ - это модернизированная серия Э. Постройка модернизированных паровозов, получивших наименование серии ЭМ производилась с 1931 года по 1935 год. Всего построено 2694 паровоза этой серии. Паровозы строились на Луганском, Сормовском, Харьковском и Брянском заводах.
- Вес в рабочем состоянии: 82.9Т
- Сцепной вес: 82.9Т
- Нагрузка колёсной пары на рельсы: 17Т
- Максимальная мощность: 1800лс
- Конструкционная скорость: 65км/ч
- Год изготовления: 1933
Паровоз ЭР 761-96:
Паровоз ЭР - это модернизированный вариант паровоза ЭМ. Для увеличения мощности паровоза у него была удлинена топка, это дало возможность увеличить мощность на 10-15%. Первый паровоз с удлинённой топкой был переделан из паровоза ЭМ 723-12 Муромским паровозоремонтным заводом в конце 1933 года. Результаты испытаний этого паровоза подтвердили его более высокие показатели по мощности, поэтому управление тяги НПКС и Народный Комиссариат тяжёлой промышленности приняли решение о выпуске с конца 1934 года паровозов серии ЭР вместо ЭМ.
- Вес в рабочем состоянии: 85.8Т
- Сцепной вес: 85.8Т
- Нагрузка колёсной пары на рельсы: 17Т
- Максимальная мощность: 2000лс
- Конструкционная скорость: 65км/ч
- Год изготовления: 1935
Паровоз ТЭ-622:
В 1952 году серия ТЭ была присвоена МПС СССР трофейным паровозам серии 50 и 52, строившимся на европейских заводах для фронтовых перевозок фашистской германии. Данные паровозы в качестве трофейных попали на железные дороги нашей страны во времена Великой Отечественной Войны. Паровозы этой серии отличались большой надёжностью и хорошей мощностью, эквивалентной отечественным паровозам серии Э. Отсюда и советское название - ТЭ: Трофейный, по мощности равен Э. Паровозы серии ТЭ работали на Белорусской, Октябрьской, Прибалтийской, Львовской и других железных дорогах западного района нашей страны до серединых 70-х годов. Паровоз ТЭ-622 с тендером по типу тендеров паровоза немецкой серии 50.
- Вес в рабочем состоянии: 86Т
- Сцепной вес: 77Т
- Нагрузка колёсной пары на рельсы: 15.4Т
- Максимальная мощность: 1500лс
- Конструкционная скорость: 80км/ч
- Год изготовления: 1938
Паровоз ЭН-1:
Выпускался с 1916 по 1920 годы на Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. Всего выпущено 63 паровоза.
- Вес в рабочем состоянии: 80.4Т
- Сцепной вес: 80.4Т
- Нагрузка колёсной пары на рельсы: 16Т
- Максимальная мощность: 1500лс
- Конструкционная скорость: 55км/ч
- Год изготовления: 1917
Паровоз ЭШ 44-52:
Паровозы серии ЭШ строились в Швеции на заводах Гольм и Нидквист (сокращённо НОХАБ) в городе Тролльхештане с 1922 по 1924 год по чертежам Луганского паровозостроительного завода. Всего было построено 497 паровозов.
- Вес в рабочем состоянии: 80.4Т
- Сцепной вес: 80.4Т
- Нагрузка колёсной пары на рельсы: 16Т
- Максимальная мощность: 1500лс
- Конструкционная скорость: 55км/ч
- Год изготовления: 1923
Паровоз ЭГ 52-39:
Паровозы серии ЭГ строились в Германии на заводах Хеншель-Верке в городе Кассель с 1921 по 1923 год по чертежам Луганского паровозостроительного завода. Всего было построено около 700 паровозов.
- Вес в рабочем состоянии: 80.4Т
- Сцепной вес: 80.4Т
- Нагрузка колёсной пары на рельсы: 16Т
- Максимальная мощность: 1500лс
- Конструкционная скорость: 55км/ч
- Год изготовления: 1921
Паровоз Л 0818:
Грузовой паровоз серии Л был разработан в 1945 году конструкторским бюро Коломенского завода под руководством Л.С.Лебедянского. 5 октяря 1945 первый паровоз, обозначенный П-0001 (Победа, заводское обозначение П32), совершил первую поездку от коломны до ст.Рыбное и обратно. Паровозы этой серии строили на Коломенском, Брянском, Ворошиловградском паровозостроительных заводах с 1945 по 1955 год. Всего было построено 4199 паровозов. За разработку этого грузового паровоза инженеры Лебедянский, Жилин, Чистов, Львов, Уткин и Дьяков были удостоены в 1947 году звания лауреатов сталинской премии. Постановлением Совета Министров СССР от 14 января 1947 года по фамилии главного конструктора паровоза Лебедянского паровозу присвоено обозначение серии Л.
- Вес в рабочем состоянии: 102.4Т
- Сцепной вес: 90Т
- Нагрузка колёсной пары на рельсы: 16Т
- Максимальная мощность: 2200лс
- Конструкционная скорость: 90км/ч
- КПД: 7%
- Год изготовления: 1952
Паровоз ЛВ-0225:
Грузовой паровоз серии ЛВ разработан на базе паровоза серии Л коллективом конструкторского бюро Ворошиловградского паровозостроительного завода в 1951 году. Паровозы серии ЛВ строились на этом заводе с 1952 по 1954 год. Всего было построено 522 паровоза.
- Вес в рабочем состоянии: 121Т
- Сцепной вес: 90Т
- Нагрузка колёсной пары на рельсы: 18Т
- Максимальная мощность: 2420лс
- Конструкционная скорость: 90км/ч
- КПД: 8%
- Год изготовления: 1954
Паровоз П36-0071:
Пассажирский паровоз серии П36 разработан конструкторским бюро Коломенского паровозостроительного завода под руководством Л.С.Лебедянского. Они строились на этом заводе с марта 1950 по июль 1956 года. Всего был построен 251 паровоз. Паровозы этой серии работали с пассажирскими поездами дальнего следования до 1974 года на многих железных дорогах Советского Союза.
- Вес в рабочем состоянии: 133.2Т
- Сцепной вес: 72.4Т
- Нагрузка колёсной пары на рельсы: 18Т
- Максимальная мощность: 3000лс
- Конструкционная скорость: 125км/ч
- КПД: 9.22%
- Год изготовления: 1953
Паровоз СУ 253-33:
Пассажирский паровоз серии СУ выпускался на многих заводах СССР с 1924 по 1951 год. В том числе на заводе Красное Сормово им А.А.Жданова, с 1947 по 1951 год. Всего было построено 411 паровозов. Многие из них в 60-е годы с успехом работали на ряде железных дорог.
- Вес в рабочем состоянии: 86.6Т
- Сцепной вес: 54.5Т
- Нагрузка колёсной пары на рельсы: 18Т
- Максимальная мощность: 1500лс
- Конструкционная скорость: 115км/ч
- КПД: 7.8%
- Год изготовления: 1950
Паровоз СО17-2956:
Грузовой паровоз серии СО строился на паровозостроительных заводах: Харьковском, Ворошиловградском, Брянском, Улан-Уденском с 1934 по 1951-й год. Всего за этот период было построено 3049 паровозов. Детальную разработку и чертежи первого паровоза этой серии разработал коллектив конструкторов Харьковского паровозостроительного завода.
- Вес в рабочем состоянии: 96.5Т
- Сцепной вес: 87.5Т
- Нагрузка колёсной пары на рельсы: 17.5Т
- Максимальная мощность: 2000лс
- Конструкционная скорость: 75км/ч
- КПД: 6.5%
- Год изготовления: 1948
Паровоз 9П-18430:
Промышленные паровозы серии 9П строились с 1935 по 1957 год на Коломенском и Муромском паровозостроительных заводах.
- Вес в рабочем состоянии: 55.2Т
- Сцепной вес: 55.2Т
- Нагрузка колёсной пары на рельсы: 18Т
- Максимальная мощность: 50лс
- Конструкционная скорость: 35км/ч
- Год изготовления: 1951
Паровоз ЬВН 9773:
Промышленные паровозы данной серии строились на Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге в начале 1900-х годов.
- Вес в рабочем состоянии: 54Т
- Сцепной вес: 55.2Т
- Максимальная мощность: 300лс
- Конструкционная скорость: 20км/ч
- КПД: 4%
Макет железнодорожной станции начала двадцатого века. Доски перрона довольно гнилые и местами проломлены, но меня выдержали:
Будка станционного смотрителя. К сожалению заперта. Само название станции мне понравилось. Главное его сохранить:
На соседнем пути стоит товарняк начала века. Пара цистерн, грузовые вагоны и вагон-теплушка:
Вообще всё очень круто. Сохранили (или восстановили?) даже надписи на вагонах:
А ещё на станции висит колокол и в него можно звонить. Разумеется я не упустил эту возможность:)
Вобщем всё очень круто. Будете в Нижнем Новгороде - не поленитесь доехать и посмотреть музей. Тем более что там совсем рядом есть ещё один музей, так же посвящённый железным дорогам. Но об этом как-нибудь в другой раз:)