Изучение культуры побуждает не ограничивать круг свидетельств "законной" продукцией, высшими достижениями цивилизации, как, например, основными видами искусства или литературными произведениями, созданными в русле великой традиции. Ведь существует еще малая традиция. Значимо все, что может способствовать передаче информации, начиная с седьмого вида искусства (кино) до детских книжек с картинками; в информативный ряд входит и чтиво в бумажных обложках, и телесериалы, и реклама, и даже такие обычаи городских группировок, как пирсинг или ношение знаковой одежды. Ничем не примечательный полицейский боевик дает нам информацию об эволюции нравов ничуть не меньшую, чем шедевры Мурнау, Дрейера или Ингмара Бергмана. Ибо в том тигле, где из сплава традиций рождается цивилизация, любой компонент имеет значение. [...] Отказаться от рассмотрения всей совокупности фактов цивилизации означало бы намеренно закрыть глаза на функционирование общества, пренебречь существенными частоностями, порождеными генеральным движением истории и действующими несмотря на свое скрытое пребывание в недрах общества.
Робер Мюшембле, "Очерки по истории дьявола", в переводе Е.В.Морозовой
Прочитав однажды вынесенное в эпиграф, глубоко задумался. А ведь и правда, почему я, пытаясь думать и рассуждать о судьбах Родины и всяком таком прочем, по сути "страшно далек от народа"? Устыдился, и посему, не стесняясь более, а точнее, вооруженный, как я надеюсь, знанием, а также умением пользоваться разумом, и даже защищенный ими же от пагубного воздействия современных зомбирующих медиатехнологий, смело отправляюсь в народ. В попытке постичь течения именно массовой культуры, как бы далеко она не лежала от моей трактовки слова "культура". Увидеть своими глазами все "ужасы царизма". Привет вам, желтая пресса, зомбоящик и прочие, ранее неприемлемые для меня, источники информации! И я планирую вернуться из этого похода с неповрежденной психикой. Но и ругаться, видимо, буду страшно.
Итак, рассказ первый. Замочные скважины на диване.
Немного предыстории. Волею судеб я, выросший в самой читающей стране мира, в конце 90-х получил возможность довольно детально ознакомиться с американским телевидением.
Причем не с платными спутниковыми каналами для среднего класса, напрочь лишенными рекламы, или, в крайнем случае, маленькими вставками исключительно между передачами, и возможностью, при определенной настройке, заказывать фильмы. Нет, именно с кондовыми бесплатными (точнее, за минимальную плату, без коей вообще телевидения толком не будет) каналами, которые и смотрит основная часть населения Америки, ибо на высокотехнологичные извращения денег у них особо не хватает.
Ествественно, увидел много нового и интересного. Нет, на конец 90-х мы уже и в России успели ознакомиться с некоторыми видами телевизионных гримас капитализма, и Санта-Барбару посмотрели, и Поле Чудес, но тут я вдруг узрел полный на тот момент спектр возможных форматов телепередач. И иные потрясли меня своей способностью абсолютно выключать мозг смотрящего. Более того, я подозреваю, что у них две задачи. Первая - передачи специально устроены так, что смотрящий постепенно тупеет. И вторая - это передачи для тех, кто и так не умеет думать, чтобы хоть как-то их занять и отвлечь от вредных теорий и прочих ненужных веяний, которые они могут подцепить на стороне, оторвавшись вдруг от телевизора. Пустой мозг, знаете ли, восприимчив.
Возможно, они там, в америках, не стоят на месте, и нет пределов совершенству, и с тех пор они еще дальше продвинулись в искусстве зомбирования населения, но сие мне на данный момент неведомо. Однако могу сказать, что у нас ничего принципиально нового на экране не появилось, и что набор из их 90-х мы еще не полностью реализовали.
А теперь история. Практически одновременно обнаружил в телевизоре три не то передачи, не то сериала, а скорее передачесериала, жанр определить затрудняюсь, но если честно - не особо и жажду. Это "Не ври мне", "Реальные истории" и еще какая-то с Виторганом в роли мудрого диктора, вставками-комментариями сопровождающего все действо. Идут на Первом, Россия-1 и РенТВ. Не соответственно, но соответствие реально лень вспоминать. Суть примерно в следующем. Рассказывается некая история из жизни замечательных обычных людей. Естественно, с какими-то проблемами, изменами, подставами, обманом, иногда криминалом, в общем, все то, что некоторой категорией населения с удовольствием высматривается в замочные скважины у cоседей. Даже не рассказывается, а показывается, то есть, довольно незамысловато разыгрывается в ролях. Натуральный такой эффект присутствия при всех разборках. Актерской игры никакой, все по-быстрому да на скорую руку, но зато после каждого эпизода зрителю сразу же объясняют, что и почему произошло. Формы объяснений разные. Либо герой поворачивается к камере и говорит что-то вроде: "Ну а что я в такой ситуации еще мог сделать, естественно, соврал, а то б в репу дали". Либо тот же герой вдруг оказывается в студии (а-ля интервью) и рассказвает то же самое, но уже в прошедшем времени ("И тогда мне пришлось сотворить то-то и то-то, вы ж меня понимаете"). Иногда этот же герой показан уже в приемной психотерапевта, и они как бы разбирают ситуацию ("Как было прекрасно, когда жена и любовница не были знакомы" - "Это, конечно, не особо хорошо, обманывать, но это ж жизнь, конечно, было бы лучше, чтобы они не были знакомы" и так далее в том же стиле). А иногда появляется диктор и сам все объясняет, без участия актеров.
Заканчивается все хеппи-ендом (на русский это не переводится, хеппи-енд - это специальный термин для таких концовок). То ли российская специфика (хоть что-то хорошее на фоне общетелевизионной чернухи), то ли до других финалов дело еще дойдет, потому как наличествующая там претензия на мораль и поучительность хорошего разрешения ситуации вовсе и не требует, да и американские аналоги иногда трагически кончались. Естественнно, диктор потом сообщал, вот, мол, до чего ложь, предательство или, там, алчность, например, иногда доводят. Почему я говорю - претензия? Да потому, что по ходу пьесы аморального там столько, что удачный выход из проблем скорее наводит на мысль, что все можно, надо только вовремя затормозить, нежели на мысль о добропорядочной жизни. А впрочем, какие тут могут быть мысли? О чем это я?
Итак, что мы по сути имеем? Вслушиваться в текст и представлять действие не надо, чай, не литературные чтения, и даже не рассказ бабушки на скамеечке у подъезда. Все, как на блюдечке, показывают и разыгрывают. В эмоции и выражения лиц всматриваться и догадываться по актерской игре о мыслях и чувствах на самом деле тоже не надо, вставками все объяснят, что, как, почему и за что. Все детально разжевано. И, что особенно замечательно, выводы делать тоже не надо. Диктор закадровый или явный "ведущий" их тоже расскажет. Мыслительная нагрузка - ровно ноль. Сиди и смотри, замочную скважину тебе принесли на дом, и с дивана вставать не надо.
Все эти годы я искренне надеялся, что до некоторых форматов мы так и не дойдем, слишком уж они низкопробные. Но, похоже, надеялся зря, и обитатели некогда самой читающей, когда-то неспособные принять такое (ну реально никто такую тупизну смотреть бы тогда не стал, ну слишком уж примитивно), теперь дозрели, и с удовольствием таращатся в перепитии чужой жизни, оформленные в виде дешевейшей постановки.
Печально, граждане.