"Ноябрь" - мистическая сказка для взрослых.

May 20, 2018 17:34

Вот уже второй год подряд я с большим удовольствием посещаю ФЕСТИВАЛЬ КИНО СТРАН БАЛТИИ. В этом году второй фестиваль проходит с 16 по 20 мая, который уже по традиции представляют киноклуб «Синемафия», Генеральное консульство Латвийской Республики в Санкт-Петербурге, Генеральное консульство Литовской Республики в Санкт-Петербурге, Генеральное консульство Эстонии в Санкт-Петербурге в киноцентре «Великан Парк».



Мой выбор пал на фильм "Ноябрь" (Эстония, Нидерланды, Польша 2017 г.). Очень привлек жанр - фэнтези-хоррор и необычный по стилистике: черно-белый, к тому же фильм был выдвинут на кинопремию "Оскар", как "лучший фильм на иностранном языке". Это явно должно было быть что-то весьма шедевральное и зрелищное! Хотя это фильм попал на фестиваль, можно сказать, случайно: студенты СПбГУ написали организаторам фестиваля и просто вымолили его показ на российском экране в рамках фестиваля. Фильм снят по мотивам очень популярного романа эстонского бестселлера знаменитого писателя Андруса Кивиряхка «Ноябрь, или Гуменщик» (2008).

И вот я в зале в ожидании начала фильма... )) С первых же кадров я впала в легкий ступор: что происходит? что это за летающая "хрень" на экране, которая украла теленка!? И только потом все становится ясно и понятно, настолько ясно, что становится даже жутко... В картине показаны обычные крестьяне XIX века: оборванные, грязные, живущие в одном помещении с домашней скотиной, все, как и было исторически в те времена, но! дальше уже пошла фантазия режиссера: как и в любой глуши, люди живут в единении с природой и язычество является его неотъемлемой частью, несмотря на то, что православие вступало в свои права, люди продолжали безоговорочно верить в нечистую силу и, мало того, вступали частенько с ней в сговор, чтобы выжить в трудных условиях. Так вот непонятная летающая "хрень" - это "Домовик", которую мог изобрести любой желающий, но чтобы вдохнуть в него жизнь, нужно было обратиться к нечистому в обмен на три капли крови, но крестьянин он же не дурак, люди хитрили и оставляли взамен три капли сока красной смородины, что в дальнейшем привело к трагедии.
Итак, события разворачиваются в небольшой деревеньке, где живет небольшая горстка крестьян, которая подчиняется немецкому барону, живущему в огромном особняке с больной дочерью-лунатичкой. Барон и сам слегка не от мира сего и не замечает вокруг себя страшного воровства со стороны прислуг, которые искренне считают, что если богатство барона находится на эстонской земле, то они имеют на него полное право, так как это их страна, их земля и все, что на ней, принадлежит им. Браво! Режиссер очень изящно обыграл тему крестьянской жадности и наглости. И практически весь фильм ты только и смотришь на то, как обычные люди стараются украсть, забрать обманом то немалое, что есть у соседа, и частенько на помощь в этом им приходят домовики. Но при всем при этом крестьяне очень чтят умерших и спокойно относятся к их присутствию в обычной жизни, когда приходит "Навий день", день поминовения усопших, они спокойно встречают души на кладбище, ведут в дом попотчевать и топят для них баню... Волосы дыбом встают в какой-то момент, но потом привыкаешь и относишься как к норме.
И вот на этом черно-белом фоне в мерзкий месяц ноябрь, где живое и мертвое ходят рядом, когда природа уже не дышит теплом и светом, разворачивается любовная драма: Лийна любит Ханса, Ханс любит баронессу-лунатичку, а она его не замечает. Каждый из любящих сердец прибегает к нечистой силе не в силах достичь желаемого, но разве можно заставить полюбить насильно?.. Заканчивается все весьма трагически: все погибают...

Очень необычный фильм, странный, но завораживающий. Не знаю почему, но мне очень понравился барон, вроде показан каким-то дурачком-щеголем, но в то же время искренне его жаль. Весь фильм сочувствуешь Лийне, несчастная девушка-оборотень мечется от своей безответной любви, но и убрать соперницу не может, не хочет позволить Хансу умереть от тоски. Так и смотришь, сопереживая главным героям и удивляясь быту крестьян.
Режиссер рассказал, что большинство актеров в фильме - это обычные люди с улицы, но настолько они харизматичны и уникальны, что хоть с каждого портрет пиши, в игре их нет ни капли фальши, потому что их судьбы схожи с судьбами героев. Монохромность картины придает ей особую загадочность и мрачность, что накладывает какое-то тягостное ощущение от просмотра, впрочем, это в духе арт-хауса, не каждый поймет и примет.

В очередной раз удалось посмотреть хорошее кино, спасибо за приглашение spbblog и лично sunsinta.

#Ноябрь, #май, #Питер, #Великан парк, #фестиваль кино стран Балтии, #Синемафия, #кино, #драма

Previous post
Up