Дочитываю "Dark Forest" - второй том эпопеи Лю Цысиня. Там каждой главе предшествует уведомление о номере года от начала Трисолярианского Кризиса и расстояние в световых годах с сотыми долями от Трисолярианского флота до Солнца (первое растет, второе уменьшается). Сама книга реально увлекательна, так же как классический китайский роман главы строятся таким образом, что окончание очередной главы требует начать читать следующую. Вещь в общем за вычетом некоторых натяжек (эффект усиления микроволнового сигнала в сотни миллионов раз ионным слоем в плазме Солнца) вполне hard sci-fi, но кроме того еще и психология и социальная фантастика. Концепция Wallfacer'ов, скрывающих идеи и рассказывающие лишь то, что этими идеями НЕ является (хотя и выглядит вполне убедительно) только лишь затем, чтобы скрыть идеи от софонов, которые не могут читать мысли. Хотя - здесь еще одна натяжка, т.к. один из Wallfacer'ов - нейробиолог, взявшийся раскопать квантовый базис мозговых процессов и (как и все остальные на той Земле) остановленный "софонным барьером" неизбежно превращающим в шум данные, наблюдаемые от квантовых систем макроскопическими приборами. Натяжка в том, что софоны не могут читать мысли, но могут блокировать наблюдение квантовых состояний в нейронных структурах. Да, эта блокировка возможно "слепая" и просто зависимая от масштаба. Но тогда почему чудесная способность софонов подслушивать и взламывать классические шифры не распространяется на (очевидно) организованные квантовые процессы в мозге? Видимо, просто авторская воля.
Там есть очень впечатливший эпизод, когда космический телескоп с 21-метровым зеркалом в случайное время направленным в сторону альфа Центавра (Трисоляриса) видит приближающийся Трисолярианский флот в виде искорок от рассеяния космических пылинок на кораблях, рассеянных по фронту размером в несколько десятков а.е. Видит, потому что флот пересекает пылевое облако, 20 лет спустя герои видят второе пересечение, а третьего ждать 80 лет и они не доживут... Для меня это самый зловещий эпизод, хотя зловещих эпизодов там и так хватает, но они...мелковаты. А это - предопределённость. Это даже не как в "Последнем полицейском", когда человечество ждет столкновения с астероидом, хотя о нём говорится лишь в вероятностном контексте.
Для меня такой же зловещий эпизод в "Кинг-Конге" Гиллермина 1976 года (я считаю его лучшим) это радарный сигнал в пустой рубке. Даже следующее за ним прибытие агрессивных туземцев на пирогах да и само явление Кинг-Конга впечатлило меня в меньшей степени.
Click to view