"Машина снов". Очень жду выхода сего творения, до окончания работы над которым, увы, увы, Сатоси Кон не дожил.
В этой анимке нет людей. Вообще. Только роботы. Что само по себе говорит о многом. И, разумеется, совершенно ничего общего с "Тачками" -- я в этом уверен.
Я вчера припомнил по этому случаю "Artificial Intelligence" Спилберга -- вероятно, единственный его фильм, который я ценю. Там робот Дэвид после пребывания во льду в выключенном состоянии в течение 2000 лет вновь включается единственными разумными жителями Земли -- роботами. Когда я AI посмотрел, я отнесся к сцене из 42-го века скорее как к философской аллегории, даже, если угодно как театральной декорации для переживаний Дэвида -- а их я как ни странно воспринял всерьёз. Всякие смехуечки на тему "страдающей кофемолки" я оставил без внимания. А между тем -- это краеугольный вопрос: чем был Дэвид? Это Спилберг, привыкший снимать развлекательные поделки, оставил за кадром. Этот фильм, правда -- НЕ развлекательная поделка, но вопросы, поднятые им, слишком непросты, чтобы могли быть в нем хотя бы крайне поверхностно рассмотрены.
Много позже я подумал о том, что и Дэвид и эти роботы 42-го века на самом деле...люди. Просто на этапе, когда человечество стало вымирать изменять что-то в общественной структуре стало поздно. Человечество уже разделилось на интелектуалов и...прочих. При этом разделение было столь радикальным, что вторая группа возможно перестала даже догадываться о существовании первой. Так вот, люди из первой группы успели разобраться в природе сознания и сумели найти способ переносить его на другие носители. Скорее всего, этот процесс был невероятно сложен и поначалу почти всегда не удавался. И вот в образе Дэвида -- удалось. Штука в том, что прочие уже не делали разницы между обычными роботами-искинами и носителями разума в подлинном смысле. Поэтому профессор Хобби не слишком волновался насчет Дэвида -- стратегия была выиграна, а все сопутствующие страсти были просто маленькими украшающими картину узорами. Т.о. роботы будущего -- это сознания, оказавшиеся одни в вечности. Также, по видимому, этот процесс был тщательно продуман и отлажен с тем, чтобы избежать всевозможных рисков чисто психического свойства -- возможно, эти риски во многом самоисключились, поскольку имели сугубо физиологическую природу. А те, которые вызывались самодействием разума были преодолены неведомыми нам механизмами, что, в частности, наложило ограничение, на возможность воспроизведения копий живых людей -- копии жили всего один день Я допускаю кстати, что это просто художественное украшательство ибо, скорее всего, существовал заложенный глубоко внутри перенесенного разума запрет на репликацию живых людей. Именно для сохранения целостной психики сознаний-роботов.