Nov 23, 2010 23:01
Очень любопытная книга-обзор. Лукач и Хайдеггер -- носители в социально-политическом смысле диаметрально противоположных концепций: Лукач -- осмысливает тотальность, чтобы сделать ее управляемой и не превращать "волю класса" в пропагандистский фантом, Хайдеггер -- отвергает тотальность, стараясь вникнуть в "бытие вещей", осмысленное как эволюция восприятий, воспринимающая личность, отрешенная от социального здесь -- краеугольна. Но пока что исторический опыт говорит нам, что тотальность двигала историю всегда, начиная, пожалуй, от шумеров. Обычному человеку несвойственно задумываться над бытием вещей, потому что он -- просто живет. Какая бы система законов и нравов не окружала его, он скорее всего -- приспособится. Но может случиться и так, что он станет частью другой тотальности -- бунтарской. "Волною бьющей в небосвод вечерний". История крестьянских восстаний в Китае, уничтожавших династии -- наверное необычайно познавательна. Жаль имперские хронисты, переписывавшие историю царствование за царствованием оставили там немного реалистичного. Но факты наверное те же, о которых написал Гюго -- восстание неблагополучия против несправедливости -- это стихия и она не знает милосердия, так же как и природное бедствие. Правда Гюго верил, что Революция уничтожила жакерии и уже не нужно есть мясо и пить кровь угнетателей, чтобы встать на следующую ступень истории. Скорее всего да -- люди стали смирными. Это ей-богу хорошо. Но навсегда ли?
философия,
книги