День начался с небольшого мандража - брали машину, заказанную еще давно в Москве. Все прошло на удивление быстро, в Ависе задержки не было и получили именно то, что заказывали. Первые километры ехал, боясь буквально всего, а также периодически включал дальний свет - так, просто, заодно с поворотниками. Наверное, зверски мешал местным водителям, тем более, что навигатор не сразу сориентировался в парковке rent-a-car. Впрочем, после получаса поездки все стало легче.
В предместьях Лиссабона, в районе Синтры, имеет место быть прямо-таки зверская плотность всевозможных дворцов и дворцовых парков. Только за этот день мы объехали четыре и много куда не попали. Ехать от аэропорта до Синтры - минут 15-20, включая поиски парковки, которой там достаточно, в отличие от других, менее туристических мест.
"Сказочная Синтра" - вот, пожалуй, правильное определение любимого места отдыха португальский королей. Синтра как будто сошла с иллюстраций к Гофману, ну или Андерсену. Во все дворцы мы, естественно, не успели, поэтому пришлось довольствоваться доставшимися.
В рамках самой Синтры как города расположился "Национальный дворец Синтры", заметный издалека, благодаря чудовищного размера и формы дымовым трубам, он так и притягивал взгляд. Пришлось идти. Внутри - залы и королевский быт последних веков, возможно, уступающий соседнему дворцу Пена, но для нас в тот момент бывший весьма интересным. Ну и, конечно, кухня, с уходящими в небо трубами. Национальный дворец Синтры - место, раскрученное среди туристов, которое "надо" посетить, иначе нет полной внутренней уверенности, что был именно в Синтре.
Совсем другое дело - дворец Кинта-да-Регалейра (Quinta da Regaleira)... В путеводителе о нем была заметка на несколько строчек, типа место, находка для алхимиков и все. Но этих строчек было достаточно для интереса и дворец оказался совершенно изумительным местом. Не только и не столько дворец, сколько окружающий парк с лабиринтом подземных ходов, аллеей богов и загадочной символикой на часовне. Внутри самого дворца не особенно интересно - все больше про то, как его строили в XIX веке, зато длиннющие подземные ходы, тайные гроты, колодец посвящения с алхимическими символами и прочие атрибуты порядочного дворца западной Европы того времени - вот что действительно захватывает дух. Если королевский дворец можно сравнить с иллюстрацией к Гофману, то здесь - к Лавкрафту или Майринку. Для меня такое было впервые, и, думаю, запомнится надолго.
Национальный дворец Синтры - летняя резиденция монархов до конца XIX века.
Кинта-да-Регалейра, постройка эксцентричного купца из Порту в конце XIX - начале XX вв.
Трубы кухни королевского дворца - первое, что видишь, въезжая в Синтру
Арабский фонтан, сохранившийся со времен мавров
Ратуша Синтры
Внутренности национального дворца Синтры
Почти каждая комната дворца - с именем. Например, это - зал сорок. Король приказал расписать потолок изображениями сорок, которые, в его понимании правильно отражающими болтливую сущность женской половины королевской семьи. Подумать только, это знали уже в XVI веке!
По бокам - пано "ажулежу" - типично поругальская фишка украшать стены раскрашенным в разные оттенки синего "кафелем".
На кухне
Обеденный зал
Где-то в городе
Кинта-да-Регалейра
Сам дворец Кинта-да-Регалейра
Аллея богов...
Парк Регалейры задумывался как Эдем - райский сад. А разбросанные по нему на разных уровнях балконы, бельведеры, беседки, гроты, скульптуры и крошечные озера имеют свой смысл. Этот сад представляет собой свой микро мир, постройки которого, пещеры, гроты и колодцы с потайными ходами наделяют его таинственностью и загадкой. Часовня с весьма вольными изображениями девы Марии для алхимического трактования
Территория пкра изрезана всевозможными ущельями, гротами, колодцами... причем не просто так, а с определенной символикой
Колодец, девять уровней которого символизиируют 9 кругов ада Данте. Снято с четверного. Потом спустились еще на пять. На дне колодца - крест тамплиеров, вписанный в восьмиконечную звезду.
"На одной из террас стоит часовня - творение в стиле неомануэлино. Справа от входа - неприметный проход к потайной винтовой лестнице, ведущей к верхнему ярусу тридцатиметрового колодца, уходящего в недра горы. Спиральная галерея, идущая вокруг него, имеет девять уровней, поддерживаемых резными каменными колоннами. В каждом пролете - пятнадцать ступеней. Эти девять уровней, символизируют девять кругов ада, девять кругов чистилища и девять кругов рая, описанных Данте. Все построено на единстве противоположностей: небо - преисподняя, ад - рай, этот мир и «мир потусторонний», который соседствует с райским садом Карвалью Монтейру. Выложенный на дне колодца огромный крест тамплиеров, вписанный в восьмиконечную звезду - герб Монтейру, "сияющий треугольник"- символ масонства на стене склепа - тоже подтверждение значимости всех этих символов. Этот "Колодец посвящения", самая загадочная из всех диковинок Регалейры. Был ли Карвалью Монтейру масоном или членом какого-то тайного ордена - неизвестно: пока не найдены документы, которые бы подтверждали это. Да и вряд ли это можно будет узнать когда-то наверняка" Со дна колодца подземная тропа ведет к гротам
Скамейка тоже оказалась "не просто так"... "
Путешествуя по террасам парка можно обнаружить взаимосвязь с мифологией, с мифами об олимпийских богах, с творениями Вергилия, Данте, Камоэнса, христианским учением. Так, египетский домик с мозаичным изображением священного ибиса, символизирует древние культы. Скульптура Леды, держащей в руке голубя, у входа в один из гротов, и Зевса на краю крошечного озерка в облике лебедя, щиплющего ее за ногу, как бы воплощают языческое видение непорочного зачатия. Помимо античных мифов, Карвалью Монтейру был и знатоком поэзии. Переход с одной террасы парка на другую - сродни кругам в "Божественной комедии": ад, чистилище, рай. Вот грот с каменной скамейкой. Он украшен статуей Беатриче, а по краям скамьи, на которой высечено число "515", восседают две гончих... “Пятьсот пятнадцать, вестник Бога...” - это из последней песни "Чистилища". А гончая - символ вестника Бога, который объявляет о пришествии Святого Духа и спасении христианства"
В подземном лабиринте