Рим (Италия) - Западный берег - Танжир и Тарифа (Испания) - Риф - Фес - Средний Атлас - Марракеш - B-Sides
В Марокко не так много мест, куда заезжий человек может зайти внутрь, много что скрыто от посторонних взоров, а большая часть довольно редких музеев имеет этнографический характер. Ну то есть там собирают всякую всячину, добытую в том или ином регионе страны и прилегающих территорий, вне зависимости от ее типа и века происхождения - старую посуду, одежду, покрывала, что угодно. Самый лучший музей такого плана, конечно, Дар Белгхази под Рабатом, но и в Фесе мы нашли что-то подобное с той разницей, что сама экспозиция была не особо интересна, но находилась в красивейшем здании, "риаде".
Я уже упоминал о том, что риады снаружи смотрятся как каменные коробки с редкими окнами, преимущественно представляя собой четыре стены. Но если зайти внутрь, то будет еще и ажурная резьба по камню, и резные потолки из кедра, и много чего еще. И самое главное, туда вход стоит символических денег и туда не пускают всяких пытающихся заработать на туристах личностей. Так, указатель на риад мы заметили сами, после чего к нам привязался араб, как бы сам ведя нас к этому риаду, открывая нам двери и показывая путь. В конце пути был он вежливо послан, а я объяснил хозяевам риада, что не понимаю, что этот человек от нас хочет, в тот время как он о чем-то (я не хотел вдаваться в детали) ожесточенно жестикулировал. Не знаю как, но хозяева от него избавились, во всяком случае, когда мы выходили, он, против моих опасений, нас не ждал.
Еще один музей Феса, Дар Эль-Бата, один из самых больших в городе, которому в путеводителе был отведен целый разворот, находился прямо в одноименном дворце происхождения начала XX века (а у меня есть ощущение, что все подобные дворцы строились примерно в это время). Та же история - интересно скорее само здание, нежели экспозиция. Все экспонаты были или не подписаны вообще, или же подписаны на французском, а без понимания бэкграунда набор старого хлама остается набором старого хлама (который еще и нельзя почему-то фотографировать) и сложно разбудить воображение, там царит общее впечатление запаха нафталина (которого, может, и не было) и унылости. Так что можно было обойтись и без его посещения. Впрочем, кое-какие интересные детали самих комнат все-таки там заслуживают внимания, пусть и далеки по своей проработке от дворцов Марракеша, ну а музейные коты изрядно украшают обстановку.
Вот и все о Фесе. Город понравился, и если сравнивать большие города Марокко, то Фес - наиболее интересный и атмосферный, в Марракеше все-таки больше туристов. Как и везде в Марокко, что-то раздражало, но общие ощущения, что мы там не зря провели несколько дней, и, пожалуй, если меня судьба еще раз занесет в ту часть земного шара, имеет смысл заглянуть в Фес еще раз. По крайней мере таких размеров медину я больше не видел нигде в Марокко.
В Риад Белхази, этнографическом музее.
Еврейские темы в Фесе актуальны
Дверь
И потолок
Керамическая плитка везде дает ощущение холода
Медина Феса с террасы этнографического музея
Экспонаты ничем не отличаются от той посуды, которая используется в Фесе сегодня
А вот меноры сейчас в Фесе только если в сувенирке, все евреи уже в Израиле
Консервация медины Феса
Кускус и таджин. Главные блюда в марокканской кухне
Кускус при этом - блюдо, а не крупа, как у нас в супермаркетах называют ее
Загадка.
И в Дар Эль-Бата
Как-то пустовато, холодно и уныло
Двери
Ключи
Потолок
Музейный кот