Израиль: Тель-Авив, музей Диаспоры, вечерняя Яффа

Jan 13, 2013 15:56

Тель-Авив - Иерусалим - Мертвое Море - Галилея

Израиль - все-таки удивительная страна. Прямо таки диву даешься, как на таком небольшом клочке суши столько всего уместилось, столько всего смешалось, чтобы превратиться в ту гремучую смесь, которую представляет собой государство Израиль сегодня. Святая земля для четырех монотеистических религий, Эрец-Исраэль - то место, где история современной западной цивилизации началась (простите, Рим и Греция) и то место, где она, по видимому, закончится.

На небольшой территории ютятся евреи, как потомки издревле существовавших семитских племен, так и оседшие в результате многочисленных волн иммиграции со всего мира, эфиопские евреи, черные как смола, потомки стражей царицы Савской, арабы, как "коллаборационисты", принявшие власть Израиля, так и принципиальные. Добавьте к этому христиан всех мастей (многие из которых - арабы), бахаев, представителей немногочисленных конфессий типа друзов или самаритян и вы поймете, почему мир на этой земле принципиально невозможен.

Израиль полон противоречий. Нация, пострадавшая более других во времена нацистов (по крайней мере, евреи сами себя считают таковыми) построило националистическое государство с небольшим религиозным оттенком. Несколько тысяч лет истории не помешали им создать ультрасовременное (местами) общество, которое, впрочем, мирно уживается с ортодоксальным. Даже известный исторический имидж евреев как народности, обреченной на страдания и безропотно принимающей любую судьбу, в последний век претерпел изменения, сменившись агрессивным сионизмом - почитайте хотя бы, как выбивали арабов из Хайфы.

Причем все это Израиль ухитрился сделать за ХХ век практически на пустом месте. В музее Яффы висят фотографии "Весеннего Холма " ("Тель-Авива"), сделанные во времена Британского Мандата, где на месте современного города располагается длинная полоса прибрежного песка. Возродили язык, иврит, к началу ХХ века бывший исключительно религиозным артефактом, построили современную страну на месте средневековой арабской провинции и стали в ней хозяевами, впрочем, на основе весьма сомнительного права, пригрезившегося пророку Моисею несколько тысяч лет назад.

Собственно, современное общество лучше всего смотреть именно в Тель-Авиве, в северной части которого современные небоскребы соседствуют с университетом, там располагаются тенистые бульвары, дорогие виллы и лучшие музеи. Один из них - музей Диаспоры, где на нескольких этажах рассказывается история, каким образом случилось так, что евреи ухитрились сохранить свою идентичность на протяжении почти что двух тысяч лет со времен второй иудейской войны.

А весь центр Тель-Авива с закатом солнца превращается в один большой бар. Так, переходя от бара к бару, мы добрались и до Яффы, столь контрастирующей с Тель-Авивом. Город с несколькими тысячами лет истории теперь является одним из районов Тель-Авива, там узкие улицы петляют по старому городу, торговые улицы изобилуют арабскими забегаловками, а в старом городе что не дом, то художественная галерея.

Как коты становятся серыми, так и в Яффе с наступлением темноты все приобретает загадочность. Улицы со знаками зодиака, многочисленные арки, крытые галереи, напоминающие об оттоманско-арабском базарном прошлом города, неожиданные двери, где-то внизу плещется море о скалу Андромеды. В кармане ощущается фляжка с Талискером, но мы уже пьяны, но не алкоголем, а Израилем.



Тель-Авив...



Ночные улицы Яффы...



В музее Диаспоры, что на территории университета Тель-Авива



Реплика известного изображения триумфального шествия римлян после победы над иудейскими повстанцами в музее Диаспоры.





На втором этаже наибольший интерес вызвали макеты с синагогами со всего мира.







Реплика знакомого нам фрагмента отделки синагоги в Толедо.



Университетский кампус. Приятное место - много молодежи, говорящей на разных языках мира.



А напротив - парк (ботанический?), откуда периодически сбегают погулять павлины.





Тель-Авив...





Современные двухэтажные немецкие поезда курсируют через всю страну - от Ашдода до Акко.





Оскару Уальду наверняка и не снилось, что его изображения будут красоваться на подставках айриш паба в Тель-Авиве



Не секрет, что в Израиле большая русскоязычная община и русский язык - по сути дела третий по распространенности после иврита и арабского.









И добрались до Яффы



Видна оттоманская часовая башня, одна из последних построек турок в Яффе.



Яффа упоминается в новом завете в том числе и в связи с апостолом Петром, которому именно там ударила в голову необходимость вынести учение Христа за пределы немногочисленной иудейской секты в народ. В связи с этим там красуется вот такая церковь св. Петра.



















Уже знакомые нам улицы со знаками зодиака















Тот самый кит, который где-то тут проглатил пророка Иону. Киты с тех пор в Средиземном море перевелись, зато пророков стало куда больше. Лучше уж было бы наоборот.





Висящее дерево как народ без корней - один из арт-символов Яффы.









travel, 2012, israel dec2012-jan2013, israel

Previous post Next post
Up