Стамбул - Анкара - Каппадокия - Центральная Анатолия
Одно то, что мы решили вернуться в Стамбул на Новый Год уже что-то значит. Стамбул - весьма интересный и своеобразный город, почти что как Иерусалим, и его исследовать можно месяцами. И на этот раз выбор пал на церковь-музей Карие (Kariye Museum), остатки бывшего "монастыря Христа Спасителя в Полях" ("The Church of the Holy Saviour in Chora"), где обещали несравненные византийские мозаики.
И по сути дела не обманули. Церковь находится слегка на отшибе, туда лучше всего добираться на такси, но путешествие стоит того, внутри - несколько тщательно выложенных мозаик, уцелевших при османах за счет того, что те их просто замазали каким-то раствором при преобразовании в мечеть, что обеспечило сохранность произведений искусства. А то, что мозаики таковыми являются - это факт.
На стенах и куполах сейчас можно увидеть одни из первых в истории "комиксов", истории в картинках для тех, что не умеет читать, про жизнь Девы Марии (включая свадьбу ее родителей, ее рождение, первые шаги и прочее - не часто встречается в христианском мире), традиционные темы нового завета и прекрасные фрески про ад, или то, что древним представлялось таковым. Дополняли картину коты, которых внутрь, может, и не пускали (а они кого-нибудь спрашивали?), но вокруг их было с избытком. Типично по-турецки - музей, рядом - кафе, сувенирки, где-то там - помойка, и повсюду шмыгают коты.
Вокруг музея - старые районы Стамбула, из которых, видимо, не так давно съехали жители побогаче, оставив изысканного стиля дома разлагаться в окружении подступающей разрухи. Картину дополняли обширные руины византийского дворца Порфирогенета, башни которого из обожженного кирпича, такого типичного для руин Византии, находятся буквально по соседству. А рядом - какие-то рынки для местных, где те собираются в гей-компании (мэн онли), пьют чай и продают-покупают какую-то фигню, на которую в самые мои бедные годы взглянуть бы не хотел.
Музей и руины находятся на приличном холме, откуда можно спуститься вниз, к заливу Золотой Рог, чтобы продолжить путешествие по городу.
Мозаичные своды музея Карие, одной из самых значительных достопримечательностей Стамбула.
И прилегающие районы. Наверное, в каких-то таких районах по сценарию должен был поскользнуться герой "Бриллиантовой Руки".
Ну чего, можно начинать осмотр.
Что тут дают?
Котов...
И стамбульский скайлайн
Сама непримечательного вида церковь
И древние мозаики внутри
Комиксы про Марию
Первые шаги Марии
И какой-то обращенный в христианство восточный правитель жертвует деньги на строение этого храма.
Но опять Мария и ангелы, кормящие ее хлебом
Вот интересный ход истории - по логике было бы правильнее, чтобы такие храмы располагались на территории христианских государств, но, например, будь он в России, его бы передали церкви, мозаики бы дорисовали / подрисовали и все потеряло бы свою ценность. Турки же совершенно справедливо смотрят на все это с космической высоты и организуют в виде музея.
Комикс про искушение Христа Дьяволом.
И вездесущий лик
Избиение младенцев
Почему-то смерть Марии называется в русских канонах "успением богородицы". Сложно понять этимологию данного выражения.
Особенно хорошо прорисованные "мозаики".
Поразительного для более чем тысячелетней давности качества фрески.
Христос достает Еву и Адама из гробов на суд.
Мир как раковина с солнцем и полумесяцем на руках Ангела. Алхимия, чего уж там.
И опять стамбульский скайлайн.
Безбилетные посетители.
И руины дворца
Древние византийские стены до сих пор охраняют Стамбул.
Справа за забором - "блошиный гей-рынок", как мы его окрестили.
И спускаемся вниз