Oct 04, 2011 13:55
В связи с тем, что автор сто лет не был в театре и является киноманом, просьба на обращения к кинематографу внимания не заострять. Как умеем, так и пишем :)
Небольшое лирическое отступление:
Театр я люблю, хоть и была там последний раз весьма давно. Читая анонс к спектаклю "Электричка", мне виделось нечто остросюжетное в духе "10 негритят" Агаты Кристи. "Кто доедет до конца, попробуй выйти" - призывы и вопросы, характерные скорее для жанра кино. Воображение нарисовало темный вагон с запертыми в нем людьми, и только один доедет до конечной станции. Характер людей раскрывается путем воспоминаний и флешбеков. Правда, не совсем понимала, а как же все это будет представлено в спектакле. Но дело лишь в том, что мой жанр - это все же кино, и я ни разу в жизни ни была на спектаклях аля модерн. С первых минут стало ясно, что о классике вспоминать не следует. Да и Агата Кристи здесь вовсе не причем.
Получилось нечто в духе фильма "Малхолланд Драйв" - остросоциально, вызывающе, грубо, гротескно. В символике сам черт ногу сломит, посыл автора до конца не ясен, впечатление неоднозначное, но, черт возьми, захватывает. Вагон "Электрички" - это своеобразный жизненный отрезок, представленный зрителям для обозрения. Герои, в целом, не вызывают уважения, восхищения или хотя бы мало мальской симпатии. Но, честно признайтесь себе, когда вы едете в электричке, вам есть хоть какое-то дело до окружающих? Если что в своей массе они и могут вызвать, так это неприязнь. Беременная девица с бутылкой пива, сигаретами, глупо заигрывающая с разными мужиками, хотя в ее положении выглядит это смешно. Гоповатый парень с замашками альфа-самца и неопрятный заляпавшийся мороженым мужик. Нервозная мать с ребенком. Кокетка в откровенном платье, непринужденно поправляющая грудь. Отчужденный парень с поникшим букетиком. Уставшая учительница, зажатая девушка в костюме. Алкоголик, бомж, соня и инеллегент бизнесмен с ноутбуком. Продавщица, торгующая в преувеличенном образе всем: от мусорных пакетов до свадебных платьев. И Алик - тихий мальчик, уткнувшийся в тетрис, чьего лица мы даже не видим, и чье безропотное поведение намекает на аутизм. Алик - как бы центральный персонаж, но только как бы. На протяжении спектакля не чувствуется его отношения. Он скорее ускользающая связь с реальностью, чтобы никто не забыл, с чего все началось.
Отношение к окружающим от полного равнодушия мечется к неуемному любопытству. Люди дерутся - плевать, погиб человек - ой, сколько кровищи. Гиперболизация во всей своей красе. Впрочем, так уж ли все преувеличено? Такое происходит практически каждый день и в реальной жизни. Но человек обычно замечает очевидное лишь тогда, когда его ткнут в это носом. Покажут на сцене, чей замысел донести, показать понятное непонятливым.
В плане социальной темы спектакль замечателен. Может показаться грубым, но жизнь такая какая она есть. Все вполне естественно. В плане символов и приемов меня восхитил показ жизни человека через бег: на месте, вперед, назад, запыхаясь, с улыбкой, черед людей, сменяющихся рядом. Это было очень проникновенно. Ритм и, главное, эмоции актеров. В создании атмосферы понравилась работа со светом и отлично прописанный звуковой ряд. Воссоздает общий настрой в целом. И потрясающий саксофон в конце, как будто пытающийся напомнить о прекрасном в жизни.
Не совсем понятным осталось привличение стриптизерши, изобразившей душу бомжа Василия. Если заниматься беспорядочным философствованием и словоблудством то можно дойти до того, что через ее танец была показана прекрасная обнаженная душа вроде неприглядного на вид человека. И сразу вспоминается диснеевская "Красавица и чудовище". Внешность обманчива (с). Но такая идея кажется слишком детской и наивной для общей атмосферы. Так что скорее стриптиз для эпатажа и шокирования. Смотрите, как мы можем: мы не боимся материться, не боимся показывать грудь на сцене. Круто, что так смело, но я не любитель излишнего эпатажа. Мне показалось, что это, грубо говоря, было не в кассу.
Итого:
Очень грустно, словно что-то давит и на сердце и на разум. Местами даже душераздирающе. Местами очень противно, даже отвратительно. Несомненно талантливо и кропотливо. И что, как мне, кажется, самое прекрасное - это неоднозначное ощущение. Нет возможности и желания мыслить категориями "понравилось" - "не понравилось". Заставить подумать, переосмыслить, да хотя бы заставить сесть написать что-то больше, чем "ой, мне понравилось, все такие крутые, и актеры молодцы, ням-ням, очень классно" - вот это успех. И, судя по всему, это успех.
театр