Типа такого.
В своё время я написал в Живом журнале отдельный пост про наш дом и его историю. Если его поместить в контекст воспоминаний о детстве, то почти вся информация либо уже была дана в первой и второй главах, либо будет сообщена в третьей. Поэтому пост я проредил, оставив только подлинно исторические моменты. Заголовок поста был такой
Рассказ о прошлом нашего дома.
Дом примерно в 2012 году.
Фотографии к тому посту были взяты всё те же, которые вы уже видели. Никаких новых у меня, к сожалению, нет. А отредактированный под часть воспоминаний, а не под отдельный пост текст выглядит так:
Я знал, что дом был старый ещё до того, как мы вселились. Но что он был ТАКОЙ древний я узнал лишь недавно. Причём сведения об этом пришли никогда не догадаетесь откуда. Из Финляндии. Вот уже с полгода примерно, если не больше, я вхож в общедоступную группу “
Картинки и рассказы из Сортавала“. Группа ведется финскими администраторами, есть там и наш сортавальский брат и сестра. Но в подавляющем большинстве там вышивают потомки тех, кто жил в домах, занятых нашими предками после перемирия 1940 года, то есть на очень короткое время, с марта до августа.
С марта 2023 года сайт не обновляется, но хорошо хоть не был совсем закрыт и все написанное до этого там сохраняется.
Так вот, в том посте я писал о взорванном в 1940-м году советскими войсками мосте, о том, как финны его в 1942-43 гг восстановили и как мы всю жизнь думали, что подорвали мост злые проклятые белофинны.
Написал о том, как мои бабушка с дедушкой приехали из Петрозаводска с тремя детьми в 1945 году, когда все лакомые финские благоустроенные квартиры были разобраны, ведь первый народец-то ломанулся ещё с весны и лета 1944. Упомянул о том, что финны оставили всё нетронутым, вплоть до кухонной утвари. Даже в некоторых домах висели праздничные костюмы, аккуратно порезанные по спине рядом со швом. Так мне рассказывали несколько человек в детстве. Это сильно возмущало понаехавших: не могли, мол, жадюги, нетронутым всё оставить! Плохие чухонцы, чо.
Так вот, когда я писал про этот второй наш дом, первый был в Тункала, это отдельная история, я знал, что в нём сразу после войны был сначала детский сад, а потом детдом. Но меня занял вопрос, а кто же были финские хозяева дома и сколько их было. В большинстве случаев дом строился на семью, конечно, как и подобает на Западе. Но в нашем доме было слишком много отдельных входов для одной семьи. Словом, решил я в этой группе спросить, а вдруг кто-то знает? И ведь знали! Человека три имели предков, связанных с нашим домом! Сразу же выяснилось, что дом не был частным, а назывался “Детским домом” (Lasten koti). У кого-то из уже пожилых, конечно, финнов в группе, мама или бабушка, медсестра и выпускница курсов при доме сестер милосердия (Diakonissa laitos), в мою бытность городской больницы, где мне, подростку, оттяпали аппендикс, работала тут. Нашлись какие-то места, по которым в детстве бегали родители этих финнов и мы, мальчишками, только бегали мы в разное время.
Но настоящим открытием была вот эта статья в сортавальской газете "Ладога". От 7 октября 1907 года. То есть со времен, когда Финляндия ещё была частью России! И наш дом уже стоял. Более того, он действительно раньше принадлежал одному владельцу, семейству Сикиё, о котором ничего не известно. Конечно, если шерстить все газеты “Ладога” того времени, имеющиеся сейчас в свободном доступе, то можно нарыть что-нибудь про ту семейку. Но оно мне надо? К тому же набрано-то всё готическим шрифтом и фиг поймёшь порой, где какая буква. Не без труда, но и не особенно напрягаясь, всё-таки я финский не забыл совсем и чувствую, где какая буква должна быть, я разобрал, что там было написано.
Sortavalan lastenkoti muutti kesäkuun alussa kaupupungin läheisuudessä olevaan Sikiön (Tikiön) taloon.
Täällä jaa paraitaa 13 pienolaista hoidon ja ylläpidon. Näistä on nuorin 6 kk. vanha 5 lasta on 1-2 vanhoja ja 7 lasta on 3 - 12 v vanhoja.
Monta on kuitenkin vielä koditonta, hoidon tarpeessa olevan pienolaista jotta ikävällä odottavat pääsyä lastenkotiin.
Niille, jotta tahtoisivat avustaa yhä useamman lapsen mastaan ottoa lastenkotiin, varsinkin maanviljeliöille, jotta tatonsa ja aittansa ovat saneet maan antimilla täyttää, pyydämme ystävällisesti ilmoittaa että lastenkodissa vastaan otetaan kiitollisuudella kaikenlaisia maan toutteita, kuten potaattia, juuritasvesa n.m. kuten myos maatteita.
Iloista antajata Jumala rakastaa.
Lastenkodin johtokunta.
После чего я забил статью в переводчик и получил на английском текст.
Sortavala children’s home moved in early June to the house where Sikiö family lived near the city. In there 13 little ones get care and maintenance services.
The youngest of them is 6 months old. 5 children are 1-2 years old, and 7 children are 3-12 years old.
However, many are still homeless, in need of care, so little children are eagerly awaiting access to the orphanage.
For those who would like to more assist children in the orphanage, especially the farmers, so that their houses and barns have been filled with earthly things (harvest), we kindly request that the orphanage will gratefully receive all kinds of earthly products such as potatoes, rootworm, etc. as well as spices. Happy loving God loves Happy donor. Board of Children’s Home.
Я только спросил финнов из группы, что за “корневые черви” (rootworm) там фигурируют. Оказалось корнеплоды.
А на русском я статейку привёл в божеский вид:
СОРТАВАЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ
В начале июня дом переехал в здание, где жила семья Сикиё, недалеко от города. Там 13 малышей получают уход и заботу за ними. Самому младшему из них 6 месяцев. Там находятся 5 детей в возрасте 1-2 лет и 7 детей 3-12 лет.
Однако многие по-прежнему бездомны и нуждаются в уходе, поэтому маленькие дети с нетерпением ожидают доступа в приют.
Мы обращаемся к тем, кто может и хотел бы помочь обитателям этого детдома и другим детям, особенно к фермерам, дома и сараи которых обычно полны дарами урожая.
Заявляем, что детский дом с благодарностью примет любые из сельхозпродуктов типа картофеля, корнеплодов и трав-специй (типа, например, укропа - прим. перев.) С любящим и дающим Богом.
Руководство детского дома.
В 2016 году мы с Сашей Изотовым проезжали, возвращаясь с его дачного участка, в его машине мимо моего бывшего дома. Остановиться я не просил. Что-то не захотелось. На нашей спортивной площадке построили уже домину-новодел, да и перед нашим домом слева лежали какие-то бетонные перекрытия. Может перестроят всё или очередной уродливый сарай соорудят прямо перед ним. Или гараж. Прошлого не воротишь. Сколько еще простоит этот дом неизвестно. Я помню только, что в нём мне было очень хорошо.
Снимки были мной сделаны из притормозившей машины Саши.