Жвачка моего отрочества

May 06, 2024 06:14



В моём детстве, скажем с 1955 по 1965 примерно, понятия жевательной резинки у нас не было. Я пробовал, по наущению старших товарищей, жевать мальчишкой гудрон или смолу сосны. Но обе пробы были отвартительны на вкус. Однако, когда пошёл в школу в 1962 году, то стал учиться в одном классе с Женькой Кривошеем.

Фото сентября 1962 года. Больше фотографий Жени школьного времени у меня нет…

Вначале мы не были дружны. Я дружил с Вовкой Глазыриным и Генкой Пищиком (они есть на этом фото) в основном. С Женькой мы сошлись поближе классе в пятом, может чуть позже. Но это было точно до его поездки в Финляндию. Я даже вначале особенно не относил его к финнам вообще. Финнов в школе у нас было двое - Суло Абрамович Тойкка - учитель истории и Вейкко Густавович Антилла - преподаватель математики. Были ученики с финскими фамилиями, например Хусу. А какой из Кривошея финн? Потом он мне сказал, что мамина фамилия вообще-то Тхуре и родилась она в Америке.

Я не поверил в том пятом или шестом классе. Как может человек родиться в Америке и жить в Карельской АССР? Потом, когда мы уже задружились настолько, что я часто заходил к нему домой, а он приезжал ко мне на Совхозное, я застал у него дома, в гостях, двух американок! Настоящих. Они говорили с его мамой Бертой по-фински, но Женька меня тут же отрекомендовал как отличника в английском. Американки задали несколько вопросов на английском, я как-то коряво ответил, совсем не “на отличника”, после чего мы побежали гулять.

А потом они с мамой поехали в Финляндию. Классе в 6м наверное. Ехать надо было обязательно из Ленинграда, хотя, казалось бы, почему не прямо из Сортавалы, откуда до границы 40 км? Но пассажирское сообщение между нашими странами было возможно только через Ленинград. Через Вяртсиля в Финляндию ходили только грузовые поезда. Финны, по-моему, вообще не могли приехать в Сортавалу. Город был закрыт, при въезде и выезде осуществлялся строжайший пограничный контроль. Возможно те американки и приехали только потому, что прибыли не из Финляндии. Но это всё другая история моего отрочества. Будем держаться ближе к жвачке.

Её Женя привёз МЕШОК. Не картофельный, но близко к тому. Большой пакет. Там были сотни упаковок. Парням - верховодам нашего класса, а у нас было три таких - Белов, Зайцев и Алексеев, при этом главарем был Белов, он сказал, что большую часть изъяли на таможне. Не знаю, поверили они ему, но он как бы отдал вообще всю жвачку, что у него оставалась, то есть с десяток упаковок, а осталось у него очень много. Да, почему нельзя было ничего этим булли не давать? Всё просто. У каждого из них, а они держались вместе, были старшие братья. Готовые, в случае чего не только защитить, но и покарать. У кого, как у Алексеева один, а у Белова и Зайцева по два. Они были спортсмены, хулиганы и вообще большие парни. У Жени защитников не было.

Но он как-то отбрехался и дань заплатил небольшую. А мне, как другу, перепало столько жвачки, что когда я уже после института, нашёл на антресолях у мамы коробку с обертками, то она была полна. Там было если не сотня оберток, то уж точно штук 50-70. Причём я вроде хранил только карточки, а обертку от pallo purukumi, то есть шариковой жвачки выкидывал, правда не всю. Ту, что с ковбоями и индейцами оставил. Но зато хорошо запомнил и то и другое оформление резинки для продажи. Женя, кстати, там не покупал почти ничего на те жалкие 200 рублей, что меняли тогда вроде на них двоих с мамой. То есть, наверное, марок 1000 было у них. Родственники, да и просто знакомые несли подарки, как он рассказывал, пачками. При всём желании было не увезти с собой того, что надарили.
С Интернетом стало очень просто возвращать к жизни моменты жизни, прожитой давно. Считай 50 и больше лет назад. Сейчас вот 4е мая, а 30го числа мне стукнет 69. Année érotique, как пел Серёга Гинсбур. Вот эти жвачки я благополучно жевал. Они были от фирмы Хеллас. Все пять - с Буффало Биллом и прочими, имелись в моей коллекции. Эти-то как раз я мог и не выкинуть. Потом-то, уже в 2000х, наверное, мама с моего разрешения всю коробку выкинула.



Второй разновидностью, и самой распространённой в моей коллекции была жвачка пластинчатая. Первой был “Высокий чапараль (так называется кустарниковый дуб, кстати, не раз упоминаемый у О Генри)”. От фирмы Енькки. Так финны произносили “янки”, то есть прилагательное “американский”. Обёртка была размером примерно с нынешнюю кредитную карточку, но пластинка жвачки не занимала весь её размер, а была величиной примерно 2-з обёртки. Толщиной, может, в миллиметр или полтора. Жевали, отккалывая кусочками, до полной дезинтеграции резинки во рту. Вкладышей от чапарраля, насколько помню, у меня было с пяток примерно.



В Интернете я нашёл, и разместил в галерее выше, очень многое из того, что пережевал в возрасте от 10 до 16 лет. Почти всё нашёл, кроме “Супермена”, вкладышей с которого я собрал с десяток, наверное. Текст к комиксам-вкладышам был часто на английском, и я увлечённо переводил про планету Криптон, заклятого врага Супермена Лекса Лютора и прочее. Помнится, как вчера. Эти картинки были хитрым рекламным трюком - ведь хочешь узнать, чем же дело там кончится. Будешь клянчить у родителей денег на жвачку.
В самом деле, все темы этой серии были про США.

Смотрим дальше. Полёт на Луну был отражён, как и полёт первого космонавта. Но, честно скажу, никакие гагарины меня не интересовали вообще тогда, “ковбойцы” с индейцами были куда интереснее.
Комикс про Буффало Билла “Тайна змеиного озера” (Käärmejärvi salaisuus - Minulla on erittäin hyvä muisti! - хотя финского я тогда не знал), я заставил Женьку перевести целиком с финского и вырезал из бумаги пузырьки со словами героев, написав на них перевод, тем самым заклеив финский оригинал. Очень кропотливая работа.

Эти жвачки из серии “картинки-шутки” (kuvahuuli) были обе













Накке жевал. Помню. Почтовые марки присутствовали. Штучки три разных сжевал. Рету был финским Фредом Флинстоуном. Ну а Спиди (по-фински Спеде), конечно, был тот самый Гонзалес. Но не мышонок из мультфильма, а ковбой.

Шарообразные, так называемые “палло-пурукуми”, в которых в середине шара, кстати, была дырка - ещё одна наёжка проклятых капиталистов-маркетологов, ну недовлагали они товару, я уже не помню, их было без числа и жевали мы их уже когда с картинками - вкладышами кончились резинки.

Было ещё три-четыре картинки с изображениями популярных певцов. Я запомнил одну - с песней Битлз Мишель (ма бель - сон ле мо ки вон тре бьен ансамбль). Так что текст я узнал раньше, чем услышал песню. И лет на пять рашьше того момента, как в октябре 1973 года стал учить французский.

И ещё помню, что один вкладыш был с Киркой Бабициным. Я удивился русской фамилии, а Женька сказал, что этот мужик - очень популярный в Финляндии певец. Кириллом его звали изначально.

image Click to view


+  2 галереи картинок

Воспоминания

Previous post Next post
Up