Выставки по всему миру отмечают столетний юбилей этого художественного движения, а искусствоведы задаются вопросом, могут ли наши безумные мечты по-прежнему делать нас свободными людьми.
Это не статья. Это рыба в форме пианино, парящая в чистом голубом небе, увиденном через замочную скважину.
Сюрреализм, художественное направление, подарившее нам оторванные глазные яблоки, тающие часы и животных с несовпадающими частями, родился в 1924 году, когда французский поэт Андре Бретон опубликовал трактат, где осуждал моду на реализм и рациональность. Вместо этого Бретон выступал за “всемогущество сновидений” и исследование бессознательного и всего “чудесного” в жизни. Искусство, способное выйти за пределы рационального, может освободить человечество, считал он. “Одно только слово “свобода” до сих пор волнует меня”, - писал Бретон в своем “Манифесте сюрреализма”.
Это была литературная идея, которая превратилась в художественное движение и произвела революцию почти во всех формах культурного производства. Теперь практически любой странный опыт принято называть “сюрреалистическим”. Столетие спустя, что сюрреализм все еще может предложить нам? Есть ли в его философских и политических аргументах что-то, что можно сказать о современной жизни? Слышим ли мы до сих пор, хотя бы в малейшей степени, сюрреалистическую заповедь: “Преобразуй мир, измени жизнь”?
В этом году директора музеев, кураторы и искусствоведы по всему миру будут пытаться ответить на эти вопросы, а выставки сюрреализма будут проходить повсюду и одновременно. От Парижа до
Форт-Уорта, от
Мюнхена до
Гейнсвилла, штат Флорида, и до самого
Шанхая художественные институты организуют выставки, посвященные этому движению.
“Тайный двойник” Рене Магритта во время монтажа выставки сюрреализма в арт-центре Бозар в Брюсселе. C. Herscovici/Artists Rights Society (ARS), New York; Ksenia Kuleshova for The New York Times
Отмечая столетний юбилей, кураторы возвращают сюрреализм в современность. Одни возвышают часто забываемых женщин-сюрреалисток; другие связывают сюрреализм с другими художественными эпохами, такими как немецкий романтизм или раннее нидерландское искусство; третьи фокусируются на сюрреализме в фотографии и кино.
Далее.