История фотографии от первых дагерротипов до цифровых камер. Глава 15. Кэнонн, Никон, Хассельблад.

Oct 08, 2023 12:15





Как-то раз, в 1930 е годы ремонтник кинокамер по имени Горо Ёшида  задался вопросом. Почему цена фотокамеры Лейка равна шестимесячной зарплате банкира - выпускника лучшего японского университета. Он взял да и разобрал одну Лейку.

Я просто раскурочил камеру, без какого-то особого плана, просто хотел посмотреть на каждую часть в отдельности. Увидел, что ничего особенного, типа, там, бриллиантов, внутри не было. Детали были выполнены из меди, алюминия, стали и каучука. Меня удивило, что столь дешевые материалы собрались в камеру, за которую просили чрезмерную цену. И я рассердился.

В июньском номере журнала Асахи Камера Ёшида опубликовал такую рекламу

Самая лучшая подлодка - Иго

Самый лучший самолёт - модель 92

Самая лучшая камера - Кванон (Kwanon)

Они все - лучшие в мире.

Кванон получил своё название, поскольку Ёшида  чтил буддийскую богиню милосердия с таким именем, правда она писалась в английской транскрипции с двумя «Н» - Kwannon. Прототип дальномерной 35-мм камеры так и не появился, потому что Ёшида  не мог найти подходящего объектива, но вторая ипостась аппарата, она же первая камера Кэнон (Canon), стала вехой в истории фотографии и запустила подъём японской фотографической промышленности, кульминацией которой стало появление системы Nikon F.

Вместо этого в феврале 1936 года Seiki Kogaku Kenkyusho представила камеру Hansa Canon, произведенную в сотрудничестве с Nippon Kogaku Kogyo, предшественницей корпорации Никон. Hansa Canon реализовала стремление основателей фирмы создать доступный по цене, но качественной фотоаппарат. Эти стремления увенчались успехом и публика высоко оценила усилия разработчиков с их дизайном. Камера Canon S, представленная на иллюстрации, была выпущена в 1938 году.


Разумеется, что рост производства произошёл значительное время после Второй мировой войны, так во время неё оборудование, необходимое для производства аппаратов, такое как станки, прессы для штамповки листового металла и устройства для отливки и полировки линз, было конфисковано для военных нужд и для производства вооружений. Ограничения и анти-японские настроения, прежде всего в США, сильно тормозили рост производства камер. Но несмотря на всё это, японцы конструировали и изготавливали фотоаппараты, прежде всего на внешний рынок, под надзором оккупационных властей , точнее General Headquaters of the Occupation Forces, организации, заправлявшей экономикой послевоенной Японии.

Canon S. Ок. 1938. Seiki Kogaku Kenkyusho, Токио.



Работая в однокомнатной квартире в Токио в ноябре 1933 года, человек, занимавшийся ремонтом кинокамер по имени Горо Ёшида в паре со своим деверем Сабуро Ушидой и Такео Маедой, основал корпорацию Сейки Когаку Кенкиушо (Лаборатория прецизионных оптических инструментов), позже ставшую известной под названием компания Кэнон Камера. Друзья были полны решимости создать  35-миллиметровый дальномерный фотоаппарат, сравнимый по дизайну с Лейкой II, появившейся в Германии в 1932 году, но по цене, доступной простым японцам. Благодаря финансированию со стороны друга д-ра Такеши Митарай, они впряглись в проект, приведший к созданию камеры-прототипа Kwanon, названного в честь тысячерукой буддистской богини милосердия. Уже в июне 1934 года фирма стала рекламировать путём печатных листовок новую камеру, надеясь таким образом заручиться поддержкой публики. Однако ни камера Kwanon, ни последующие её конструктивные варианты так и не были внедрены в производство в силу отсутствия качественной оптики.

Вместо этого в феврале 1936 года Seiki Kogaku Kenkyusho представила камеру Hansa Canon, произведенную в сотрудничестве с Nippon Kogaku Kogyo, предшественницей корпорации Никон.  Благодаря линзам, видоискателю и дальномеру этой фирмы Hansa Canon смогла реализовать устремления основателей по части доступной публике качественной камеры. Успех дизайна, предложенного Хансой не только завоевал немедленное восхищение публики, но и безвозвратно изменил лицо японского производства фотоаппаратов. Молодой родственник, аппарат Canon S, представленный на иллюстрации, был выпущен в 1938 году. Он сохранил оригинальный всплывающий видоискатель, но счётчик кадров был установлен наверху рамы корпуса, под кнопкой продвижения кадров, как это свойственно камерам Лейка.

Nikon. 1947. Nippon Kogaku, Токио.



Взяв всё самое лучшее от камер Лейка и Контакс в их стартовый период, оригинальный Никон, обычно коллекционеры называют его Nikon I, первая камера, изготовленная Ниппон Когаку, попытался улучшить характеристики названных аппаратов. На рынок камера вышла в 1948 году и была наделена горизонтальным матерчатым фокальным затвором и дальномером, схожими с теми, что были у Лейки, а форма корпуса, регуляторы наведения на фокус и байонетное крепление объектива были позаимствованы у камер Контакс. Фирма Nippon Kogaku была новичком среди производителей аппаратов, но являлась ведущим изготовителем оптики с 1917 года. Линзы Никкор, шедшие в комплекте с камерой к тому времени уже применялись в аппаратах Кэнон и других приборах эпохи. Камера Никон продавалась как с объективом f3,5, так и со складными линзами f/2 в 50мм. Были доступны также объективы с фокусными расстояниями 35, 85 и 135 мм. Как и вся японская экспортная продукция послевоенных лет, камера носила гравировку «сделано в оккупированной Японии».

Размер кадра 24 х 32 мм, используемый в камерах Никон, позволял сделать 40 экспонирований на 35-мм плёнке. К сожалению такой формат был несовместим со стандартной американской плёнкой Kodachrome, что было принято к сведению первым американским импортёром Никонов компанией OFITRA (Overseas Finance and Trading Company) в качестве серьёзной помехи приёму камеры рынком США. В конечном итоге было сделано всего несколько сотен таких аппаратов, после чего формат был увеличен до по-прежнему нестандартного 24 х 34 мм у Никона М, появившегося в 1949 году. И только Nikon S 1951 года стал камерой, где использовался международный стандарт 24 х 36 мм.

СЕМЕНА, ДАВШИЕ ВСХОДЫ

Когда в 1948 году появился первый Никон, то не было и намёка на то, что этот брэнд однажды станет синонимом высококачественных потребительских и профессиональных камер, в особенности зеркалок. Точно так же, как ничто перед войной не предвещало, что Кэнон станет самым яростным конкурентом Никона в борьбе за нишевый послевоенный рынок фотокамер.

Первоначальный кадр 24 х 32 мм был известен как «формат Ниппон» и продвигался правительством Японии как более эффективный по сравнению с 35мм, но поскольку не был совместим с кассетами формата Кодахром, то на экспорт не шёл до тех пор, пока не был переориентирован на 36мм.

Contax S. Zeiss Ikon, ГДР. Ок. 1949.



Формат 24 х 35 (36) мм завоёвывал всё большую популярность у серьёзных фотографов, и производители фотоаппаратов и принадлежностей всего мира стали с энтузиазмом заполнять рынок продукцией этого формата. Дрезденская фирма Zeiss Ikon стала изыскивать возможность улучшения системы видоискателя и её камера Contax S в 1949 году стала первым аппаратом с пентапризмой, что позволило фотографам видеть снимаемый объект в правый верхний видоискатель.

Пентапризма размещалась сверху камеры в форме пирамиды. Зеркало, размещенная за объективом, отражала образующий кадр свет, идущий через объектив, после чего он снова перенаправлялся благодаря трём из пяти граней призмы, направляя изображение в скорректированном виде прямо в глаз снимающего. Этот дизайн стал общим для всех зеркальных камер, наводняющих рынок сегодня, включая и цифровые модели. Линзы крепились на корпусе с помощью резьбы, имелся рычаг для продвижения кадра, а кнопка спуска затвора была вынесена вперёд и ей был придан небольшой наклон для удобства нахождения пальцем пользователя.  Камера Контакс Эс совершенствовалась с выпуском новых моделей и была в производстве до конца 1960х гг, хотя в 1950х название её сменилось на Пентакон из-за оспаривания авторских прав с западногерманской Zeiss Ikon из Штутгарта.

Kine Exakta. Ок. 1937 г. Ihagee Kamerawerk, Дрезден, Германия.



Первые зеркальные камеры фирмы под названием Экзакта были представлены в 1933 году. Этот клиновидный аппарат работал с рулонной плёнкой маркировки 127 и имел складной видоискатель и зеркало, позволявшее фотографу компоновать кадр и наводить на фокус используя тот же объектив, через который осущетвлялось экспонирование. Хотя идея не была новой, в Экзакте применялся маленький корпус. В 1936 году фирма Ihagee выпустила Кине Экзакту 1, в которой использовался магазин 35-мм плёнки, что делало эту камеру первой 35-мм зеркалкой со сменными объективами. В ней использовался фокальный объектив из ткани и макксимальная скорость затвора равнялась 1/1000 секунды. Рычаг продвижения кадра и кнопка спуска находились слева. Объективами были совственный Экзактар с фокусом 54 мм и различные линзы от Zeiss Ikon и Schneider. Kine Exakta продержалась на рынке примерно десять лет и продавалась за 275 долларов с объективом Zeiss Biotar f/2.

Комсомолец. Ок. 1946 г. ГОМЗ, Ленинград, СССР



Он был точной копией немецкой камеры Voightlander Brilliant и предназначался для того, чтобы им снимали не искушенные в фотографии комсомольцы.

Конструкция со сдвоенным объективом позволяла делать изображения 6 на 6 см. на 120 мм плёнку.

Производство аппарата началось в 1946 году на государственном оптико-механическом заводе, бывшем единственным советским предприятием, производившим камеры с двойными линзами.

Этот аппарат был в последствии заменен несколькими усовершенствованными версиями, миллионами продававшимися под маркой «Любитель».

Намного больше фотографий и текста - по ссылке.

История фотографии от первых дагерротипов до цифровых камер. Глава 15. Кэнонн, Никон, Хассельблад.  - Личный блог русского переводчика в Монреале (montrealex.blog)

История фотографии

Previous post Next post
Up