Уолкер Эванс. Магазин у дороги близ Бирмингема, Алабама. 1936 г. Желатиново-серебряный отпечаток.
По мере развития технологии фотографии в 1930 годы Великая депрессия затронула почти каждого жителя Америки. Правительство США заняло десятки тысяч граждан в публичных проектах типа
Гражданского корпуса охраны окружающей среды (Civilian Conservation Corps- CCC) и
Администрация по защите фермерских хозяйств (Farm Security Administration-FSA). Уроженец Канзаса Рой Страйкер (1893-1975) работал в «Исторической секции» FSA. В наши дни его считают провидцем за то, что он осознал масштаб развивающихся событий и понял, что фотографии создадут лучшую хронику, чем просто слова. Страйкер подобрал команду фотографов, включавшую такие заметные фигуры как Уолкер Эванс (1903-1975), Артур Ротштейн (1915-1985), Рассел Ли (1903-1986), Доротея Ланж (1895-1965) и Марион Пост Уолкот (1910-1990). Позже к ним присоединился чернокожий Гордон Паркс (1912-2006); его снимки чикагского негритянского гетто привлекли внимание Страйкера.
Под руководством Страйкера Ланж, Эванс, Ротштейн, Ли и другие колесили по стране, снимая голодающих в очереди за бесплатным супом, борющихся с нуждой фермеров, нищих матерей с детьми, цепляющихся за их юбки и выглядывающих из дверного проёма в сторону нацеленной на них камеры. Их снимки, произведенные за государственный счёт, составляют один из крупнейших проектов документальной фотографии ХХ столетия.
Камера Eastman Gun. Ок. 1915.
Эта “пушка” была спроектирована Джоном А. Робертсоном и производилась с 1915 по 1920 г. компанией Истман Кодак.
Применявшаяся в качестве тренировочного атрибута при стрельбе, правда не пулями, а фотографиями.
До этого изобретения стреляющие тренировались с настоящим оружием, стреляя по воздушным змеям, вымпелам, воздушным шарам, которые тащились за самолётами, что подвергало опасности как пилотов, так и самолёты.
Камера, похожая по стилю и весу на пулемёт Льюиса, из которой «стреляли» в полевых условиях, была намного безопаснее в действии.
Выстрелами были изображения 4.5 х 6 дюймов, на которые на пленке номер 120 накладывалось изображение прицела с кружком, имитирующим пулю. На самом деле это был предвестник тренировочного процесса, который делается сейчас при компьютерной симуляции.
Камера - аэроплан Уильямса. Ок. 1915. Williamson Manufacturing Company, Лондон.
Была сконструирована как предмет фоторазведки около 1915 года. Камера делала изображения размером 4 х 5 дюйма на рулонную плёнку, экспонировавшуюся на отдельные кадры или на их последовательность. Шторки её затвора были матерчатыми, а скорость затвора надо было устанавливать вручную при зарядке плёнки на три позиции - в 1/25, 1/50 и 1/100 секунды. Энергия для срабатывания затвора и продвижения пленки вырабатывалась алюминиевым пропеллером, расположенным спереди камеры. Винты с ушками, видимые на верхней части камеры, использовались для крепления к самолёту.
Военные дела
Для того, чтобы помочь воздушным стрелкам тренироваться без разбазаривания топлива и амуниции, требовавшихся до сих пор при учебных стрельбах, Кодак и английский производитель камер Торнтон Пикард соединили усилия и разработали камеру - «пушку», дублировавшую настоящее вооружение и действия в реальных военных условиях. Затем наступила Вторая мировая война.
Eastman Matchbox Camera. 1945. Eastman Kodak Company. Рочестер, шт. Нью Йорк.
Управление стратегических служб (Office of Strategic Services - OSS), предшественник ЦРУ, попросило Kodak спроектировать и изготовить крошечную «шпионскую» камеру, с помощью которой его агенты могли копировать военные планы и объекты врага. Кодак изготовил сверхсекретную Камеру Икс, также известную под названием «Спичечный коробок Истмана».
Такой фотоаппарат был выполнен в виде обычной коробки спичек того времени, распространенной по всей Европе, с объективом на боковой панели.
Камера делала 30 полудюймовых кадров на 16мм плёнку в специальной кассете.
У камеры также была насадка со специальным объективом для фотографирования документов с близкого расстояния и Кодак поставил тысячу таких камер в период с 1944 по 1945 гг.
Сombat Graphic 45. Ок. 1942. С перламутровой инкрустацией. Folmer Graflex Corporation. Рочестер, шт. Нью Йорк.
Военные США нуждались в фотоаппаратах, но обычные модели вряд ли выжили бы в суровых условиях боёв.
В 1942 году рочестерской фирмой Folmer Graflex Corporation был выпущен фотоаппарат Combat Graphic 45 специально для боевых подразделений армии.
Это была камера цельного дерева формата 4 х 5 дюймов и ограниченное число её экземпляров было предложено для публичной продажи в конце 1944 года под маркой Graphic 45.
Она не имела обычного для камер того времени фокусировочного меха.
В её конструкции вместо меха и в качестве фронтальной панели использовался крепкий конус, а видоискателем слушила проволочная рамка на пружине, которая поднималась кверху.
Традиционный плоский фокальный затвор имел натяжение пружины только с четырьмя скоростями. Те камеры, что шли на продажу публике, стоили 174 доллара.
Камера на иллюстрации - единственная в своём роде декорированная инкрустацией модель.
Leica Reporter Model GG. Ок. 1936. Ernst Leitz GmbH, Ветцлар, Германия.
Многие фотографические задачи требуют больше плёнки, чем стандартные рулоны на 24 или 36 кадров. Часто требуется быстрая съёмка нескольких кадров подряд и время, потраченное на зарядку новой кассеты может означать потерю критически важных кадров. Камера Лейка 250, которую также звали Лейка-Репортёр, была сконструирована так, чтобы принимать кассеты с плёнкой длиной 10 метров, то есть приблизительно тридцать три фута 35мм плёнки, хватавшей на 250 кадров. Две одинаковых кассеты - одна с новой плёнкой, а другая принимала экспонированную снимали необходимость перематывать длинный фильм, что делала аппарат особенно удобным для уличных фотографов, фотожурналистов, аэрофотосъёмки и аудиовизуальных студий.
Существовали две базовых модели. Модель FF, исполненная в чёрном цвете, с никелированными деталями и максимальной выдержкой в 1/500 секунды, также называвшаяся Leica F, вышла в 1934 году и её корпус стоил 178 долларов. С 50мм объективом Elmar цена поднималась до 228 долларов. Модель GG, также чёрная, с хромированными кнопками и рычагами и максимальной выдержкой была сконструирована на базе Лейки IIIa, она же Leica G, появилась на рынке в 1936 году. В дополнение к немногим моделям с хромированными деталями существовала версия модели GG была версия камеры, принимавшая специальный Leica Motor. Эта последняя монтировалась на немецком бомбардировщике Stuka для фиксации последствий бомбометания. Показанная на иллюстрации модель GG имела серийный номер 353619 и производилась в 1942 и в 1943м.
Далее.
История фотографии от первых дагерротипов до цифровых камер. Глава 14. Депрессия и война.