История фотографии от первых дагерротипов до цифровых камер. Глава 13. Цвет и вспышка.

Sep 19, 2023 15:49



Цветные фотографии можно было делать на самых ранних этапах фотографирования, но это занятие в течение почти столетия было не слишком практичным или коммерчески окупаемым. В книге Бомонта Ньюхолла “История фотографии” говорится о том, как баптистский священник Леви Л. Хилл делал цветные дагерротипы в 1850е годы и в каком восторге люди были от его произведений. Но Хилл так и не объяснил, как именно он делал снимки, повторяя, что “невидимые гоблины” каким-то образом помогали раз за разом повторять этот процесс.



Джеймс Клерк Максвелл (1831-1879) и Томас Саттон (1819-1875). Лента из шотландки. Последующая хромогенная репродукция.

В течение следующих 85 лет с этой целью было использовано несколько хитроумных методов, при этом все они включали в себя разделение трёх различных оттенков цвета и их перекомпоновку в попытке не только рисовать, но и писать цветом.


В 1861 году Джеймс Клерк Максвелл показал, что можно воспроизводить цвета на ленте, проецируя красный, синий и зелёный цвета в сочетаниях на экран. Этот процесс известен как “добавочный цвет”. Как добавочный, так и субстрактивный методы, этот последний применял жёлтый, циановый и пурпурный цвета, комбинируются в разных сочетаниях для того, чтобы производить весь спектр на слайдах, киноплёнке, отпечатках, на ТВ и мониторах.



Луи Дюкос дю Орон. Натюрмотр с петухом. Ок. 1869-1879. Графитовый трёхцветный слайд.

Технология, построенная на этих двух системах стала основой всей цветной фотографии. Но трёхцветные хромированные отпечатки на гуммаарабике, автохромные изображения, трехкрасочный процесс Карбро и ранняя двухцветная система Кодакхром, будучи все технически оригинальными оказались при этом громоздкими, дорогими и неверно передающими цвета окружающего мира. Кодакхромовский метод сухой переноски, дававший великолепные отпечатки, но только самоотверженные печатники достигали результатов в силу сложности процесса. Различные методы струйной печати сделали возможным печать сканированных цифровых файлов с величайшей точностью цветопередачи и в очень широких масштабах.

Тройная камера Ives Kromskop. Ок. 1899. F. E. Ives. Филадельфия, Пенсильвания.

Система Ива Кромскопа состояла из парных аппаратов, предназначенных для полной цветной съёмки неподвижных изображений. Она предлагала монокулярное и стереоскопическое фотографирование и работала наметоде добавочного цвета, разработанном в конце 1890х гг. Фредериком Юджином Ивом (1856-1937), жителем Филадельфии и плодовитым изобретателем и усовершенствователем изобретений других людей. Он обладал более семидесятью патентами на своё имя, включая несколько из них по практической печати фотографий в газетах и журналах.







Тройная камера Ива Кромскопа совершала одновременное фиксирование сцены с помощью трёх фильтров - красного, зеленого и синего. Набор позитивных прозрачных пластин при точном совмещении давал при просмотре оригинальные цвета сцены. В камере применялись отдельные стеклянные пластины размером 2 1/2 на 8 дюймов, экспонировавшие три изображения 2 1/4 на 2 1/2 рядом одно с другим. Позитивы, произведенные на основе этих негативов, скреплялись тряпичной лентой таким образом, чтобы набор картинок, или Кромограм, чтобы их можно было наложить на ступенчатую структуру проектора под название Кромоскоп. Просмотр через линзы давал великолепное цветное изображение. Для того времени суток, когда дневного света было недостаточно, предоставлялось ночное освещение.



По внешнему виду фотоаппарат представлял собой простой ящик красного дерева с объективом в медной оправе, затвором в виде сдвигающейся пластины и медными ручками для его переноса.

Внутри камеры призмы отражали красный цвет налево и зеленый направо.

Неотраженный свет проходил прямо и создавал синюю экспозицию.

Регулируемые маски уравнивали свет для отдельной фиксации в зависимости от чувствительности используемых пластин.

Пластина из слоновой кости над объективом показывает дату 5 сентября 1899 года в качестве патента.

Плата внизу объектива перечисляет семь патентов системы с 1890 по 1899 гг.

Монокулярная система просмотра состояла из отороченного медью ящик красного дерева с обрамленной медью просмотровой линзой и регулируемый рефлектор.

Каждая ступень покрывалась цветным фильтром, по угасанию красным, синим и зеленым.

Тряпичные полоски, служа петлями, позволяли трём изображениям расположиться по ступеням в нужном порядке.

Цветная камера Hicro. Oк. 1915. Hess-Yves Corporation, Филадельфия, Пенсильвания.



Она была введена в рынок совместными усилиями Генри Хесса и Фредерика Юджина Ива, заслуженного изобретателя в сфере фотографии.

Это была попытка упрощения изготовления набора негативов с цветоразделением, что было необходимым начальным этапом многих цветных процессов того времени, включая печать газет и журналов.

Делалось три негатива, каждый фиксировал отдельно красный, зеленый и синий цвета снимаемой сцены.

Камера Хайкро представляла собой фотоаппарат формата 3 1/4 х 4 1/4 дюйма и требовала специального держателя для трёх стеклянных пластин.


Чарльз Золлер (1854-1934). Две медсестры и ребенок, одетый под Дядю Сэма на параде времен Первой мировой войны. Пасадена, Калифорния. Ок. 1917. Процесс на цветных пластинах (автохром).
Рычаг ронял пластину, предназначенную для фиксации синего цвета на пол камеры, а две другие пластины оставались в жержателе и служили для фиксирования зелёного и красного содержания сцены.

Расщепитель луча сдвигался в положение, позволявшее направить некоторую часть света на “синюю” пластину.

Наклон корпуса возвращал все три пластины в держатель.

С помощью навыков работы Ива в лаборатории умелые фотографы добивались впечатляющих портретных фотографий с мягким градуированием цвета, но процесс был очень сложным, чтобы он был доступен широким массам фотографов.

Камера продавалась с объективом с фиксированным или наводимым фокусом за 25 и 38 долларов соответственно изготовления подразделения Hawk-Eye Works компании Истман-Кодак.

Фотоаппарат Tri-color (принадлежал Николасу Мюрею). Ок. 1925. Jos-Pe Farbenphoto GmbH, Гамбург.



Имя фирмы происходит от одного из её собственников - Джозефа Питера Велкера. Эта цельнометаллическая камера весом в 19 фунтов давала три чёрно-белых негатива в одно и то же время, и каждый из них фиксировал три разных базовых цвета.


Актриса Мерилин Монро, 1952 г. Цветной отпечаток, сборный процесс Карбро.
Два внутренних лучерасщепителя направляли свет на три разных держателя пластин 9 х 12 см, каждая из которых имела красный, зеленый и синий фильтры.

Матрицы, производимые с этих негативов, могли печататься в последовательности с дополнительными субстрактивными красителями, соответственно циан, лиловый и жёлтый цвет.

Это давало полноцветный отпечаток в один слой.

Негативы могли к тому же использоваться для производства оттисков, предназначенных для печати газетных и журнальных иллюстраций.

Камера принадлежала знаменитому фотографу Николасу Мюррею, родившемуся в Венгрии в 1892 году и умершему в США в 1965 году.

Он был пионером цветной фотографии в рекламе.

Его фотоаппарат Jos-Pe был снабжён огромным 210мм объективом Steinheil Cassar c диафрагмой f/3 и механическим лепестковым затвором.

ДВА МУЗЫКАНТА В ТЕМНОЙ КОМНАТЕ



Доктор Уолтер Кларк (1899-1991) - Маннес и Годовски, 1938 г. Цветной слайд. Процесс хромогенной проявки.
Леопольд Маннес (1899-1964) и Леопольд Годовский (1900-1981) были сыновьями известных нбю-йоркских музыкантов, чью жизнь изменил просмотр плохого кино. В 1918 году они пошли смотреть Our Navy in Prizma Color, картину, снятую с помощью двухцветного аддитивного процесса. Как указывает Дуглас Коллинз в своей Истории Кодака, цвет был ужасным. И этот факт побудил их к действиям.


К. Месс. Снимок Луиса Майкла Кондакса (1896-1972).
В лаборатории физики их средней школы Маннес и Годовский провели существенный эксперимент, решив оптическую проблему, вызываемую множественными линзами и запатентовали своё открытие.

Они пошли учиться в Гарвард и Калифорнийский университет, где сочетали своё обучение музыке с различными научными курсами, что дало в результате плодотворный тандем.

Вернувшись в Нью-Йорк, они продолжили свои музыкальные карьеры и фотографические эксперименты, но изменили методики.

Как писал Годовский, они решили перейти от сочетания индивидуально снятых изображений к запечатлению их на едином субстрате. Другими словами сменили подход с оптического на химический.

Прогресс шёл намного медленнее, чем они надеялись, но в 1929 году д-р Кеннет Меес (1882-1960), англичанин, нанятый Джорджем Истманом и возглавивший исследовательскую лабораторию в его компании Кодак, уговорил Маннеса и Годовски переехать в Рочестер, где им стали платить зарплаты и отчисления с патентов.

Хронометрируя процесс проявки с точностью до секунды, играя финал симфонии Брамса в темноте лаборнатории, они, наконец, добились успеха.



Выпуск плёнки Кодахром был объявлен 15 апреля 1935 года. Вначале она вышла в качестве 16мм киноленты, а в следующем году стала доступной в виде 35мм плёнки для фотокамер.

Она состояла из трёх слоёв чёрно-белой плёнки, с чувствительностью, фиксировавшей красную, зеленую и синюю части спектра.

В процессе проявки жёлтый, циановый и пурпурный (маджента) цвета заменяли проявляемое серебро.

На начальном этапе светочувствительность была равна лишь 8 ISO, что очень мало по нынешним меркам, но она быстро росла, прежде всего при использовании ручных камер.

Обработка плёнки Кодакхром была очень сложной. Настолько сложной, что на начальных этапах по крайней мере Кодак продавал обработку вместе с плёнкой, то есть прявлять её могла только фирма-производитель.

Финальные слайды блистали великолепно переданным цветом, до сих пор привлекающим сотни тысяч приверженцев. Ценность торговой марки была подчёркнута выпуском в 1973 году музыкального хита Пола Саймона Kodachrome, который заканчивался словами “Мама, не забирай от меня мой Кодахром”.

Через год после выхода Кодахрома немецкая фирма Агфа объявит о выпуске своей запатентованной слайдовой плёнки. Когда закончилась Вторая мировая война, компания в силу военных репараций однако утратила свой патент на обработку плёнки и он перестал быть частным.Это позволило Кодаку ввести такие бренды плёнок, как Кодаколор, Эктахром и Фудзихром. Агфа продолжит выпускать камеры, плёнку и фотобумагу (в США под маркой Анско), но не составит Кодаку существенной конкуренции.

В 1942 году Кодак представит цветную негативную плёнку, разработанную вначале для военных. Плёнка Кодаколор, с которой можно было делать цветные отпечатки, имела светочувствительность в 25 ISO. В стоимость покупки пленки входила обработка, до тех пор, пока в 1954 году суд запретил такую парную продажу на основе того, что она вытесняла с рынка другие лаборатории обработки пленки.

В 1960х и 1970х гг. Кодаколор стала излюбленной пленкой для миллионов фотографов-любителей, потому что с неё делались бумажные отпечатки, а не слайды. Качество изображения становилось всё резче и менее зернистым, а светочувствительность росла. Она так и осталась самой популярной из всех когда-либо выпущенных плёнок, к тому же самой прибыльной для фирмы среди широкого выбора чувствительных материалов компании.

Плёнка Эктахром появилась в 1946 году и, как Кодахром, предназначалась для слайдов, но в отличие от последнего, её не нужно было отсылать по почте для обработки, бывшей несложной и многие профессионалы занимались этим самостоятельно.

Кодахром и другие обатимые плёнки требовали точной экспозиции. Фотограф мог решить эту проблему, делая несколько кадров с разным экспонированием для того, чтобы с уверенностью получить хотя бы один хороший кадр. Но такое “бракетирование” приводило к трате плёнки и денег. Была поставлена цель создания камеры, которая могла бы точно замерять требуемое количество света и выдавать нужное время экспозиции.

Источник и намного больше текста и фото. Глава объёмная.

История фотографии

Previous post Next post
Up