Жан-Поль Бельмондо, умерший сегодня, был супергероем французского кино.
Он был атлетом впечатляющего телосложения и смело устремлялся
навстречу приключениям как в жизни, так и в фильмах.
И всегда был на высоте...
Жан-Поль Бельмондо и Реми Жюльенн на съемках фильма "Гиньоль", октябрь 1979 года. Дэниел СИМОН/Гамма-Рафо через Getty Images
Аэродром Ла-Ферте-Але, 1985 год. Репетиция захватывающей сцены.
Жан-Поль Бельмондо мчится вперед на джипе, управляемом Реми Жюльеном. Цель: зацепиться за лестницу, которая качается под небольшим туристическим самолетом. Для продвижения фильма Александра Аркади "Hold-up" телеканал TF1 предложил посвятить актеру целую программу, в которой перед началом съемок Жан-Поль исполнил бы один из своих знаменитых трюков, стоя на крыльях биплана в полном полете, удерживаемого в равновесии исключительно веревкой. Но ничего не произошло так, как планировалось", - вспоминает Реми Жюльен. Сначала я попал в аварию, и один из моих коллег сел за руль, чтобы заменить меня. Ухабистая местность не позволяла контролировать джип на 100%. Жан-Поль, стоя на капоте, с трудом удерживал равновесие, и когда на скорости 90 км/ч автомобиль подпрыгнул в самый неподходящий момент, он промахнулся мимо лестницы и упал".
Жан-Поль был доставлен на вертолете в ближайшую больницу, травмы, к счастью, оказались не слишком серьезными. Он мог сломать себе шею, - продолжает Реми Жюльенн, - мы все были очень напуганы. Жан-Поль сказал мне через несколько дней, что за день до съемок этой серии он был нездоров из-за сильной простуды, что он мало спал и у него была температура 39°C". Зачем так рисковать в простом телешоу? Некоторые СМИ даже нецензурно выражались по этому поводу. Потому что Жан-Поль любил трюки, потому что ему всегда нравилось играть со своим телом.
Click to view
Первая совместная работа Реми Жюльена и Жан-Поля Бельмондо в 1971 году, фильм "Le casse"
Еще в детстве счастливый ребенок из района Denfert-Rochereau, который хотел "быть клоуном", часто показывал впечатляющую акробатику на лестничной клетке своего дома. Подвесившись за руки или за ноги на перилах 5-го этажа, где находилась квартира его родителей, он доводил соседей до холодного пота, когда они заставали его за этими выкрутасами.
Презирая опасность, он также часто "ходил на обед" одного подоконника к другому, свешиваясь с балкона, вместо того чтобы идти по коридору, который вел в столовую.
У Жан-Поля необыкновенное тело, - говорит Реми Жюльенн. Достаточно потрогать его руку, чтобы понять невероятную плотность его мышц. Он мог бы стать профессиональным каскадером, если бы его талант не привел его в другое место. Хорошие гены, унаследованные, несомненно, от его деда, пьемонтского кузнеца, жившего в Алжире, чьи жилистые плечи сформировались от работы с молотом и наковальней, или от его отца, Пола, который также обладал недюжиной силой рук.
Click to view
В фильме "Человек из Рио" атлетическое тело и отличная физическая форма Жан-Поля позволят ему выполнить незабываемые трюки, подготовленные Жилем Деламаром, мастером в этой области того времени, который организовывал и руководил экшн-сценами французского кино.
Этот фильм породил миф о Бебеле: физически сильном, бесстрашном и немного смертоносном. В одной из самых опасных сцен, преследуемый убийцами, в авангардной обстановке зарождающейся Бразилии, Жан-Поль переходил от одного строящегося здания к другому благодаря натянутому в пустоте тросу. Деламар проверил его прочность, прикрепив к нему 70-килограммовые мешки. Вес Жан-Поля, значит. В своей книге "Бельмондо" Филипп Дюран рассказывает, что когда актер ступил на трос, команда обнаружила, что он недостаточно натянут. В середине веревки была сделана стрелка, направленная вниз. Жан-Поль не мог двигаться ни вперед, ни назад. Он застрял, и его руки устали. Жиль Деламаре крикнул ему: "Держись ногами и отдыхай. Жан-Полю понадобилось двенадцать минут, чтобы добраться до места назначения. Место происшествия находилось на 40-м этаже...
После выхода на экраны фильм стал триумфом во французском прокате и во всем мире. Он стал любимой картиной Мадлен, его матери.
Жан-Поль даже получил рецензию в американском журнале "Time", журналист которого, восхищенный его характером, описал его как "трогательного, невероятно спортивного идиота". Актер всегда был отличным спортсменом и играл в футбол, где его позиция вратаря позволяла ему совершать эффектные прыжки, чтобы произвести впечатление на публику.
Он также занимался велоспортом и боксировал в клубе Avia. От спорта до трюков был всего один шаг. Шаг, который не может быть сделан по-дилетантски. В фильме "L'homme de Rio" Жан-Поль узнал, что для выполнения трюков необходимо также понять пределы возможностей и иметь хорошо опробованное снаряжение, уже испытанное ранее, иначе исход может быть фатальным.
Жиль Деламар погиб в 1966 году, когда заменял меня на съемках, - вспоминает Реми Жюльенн. Позже, когда я встретил Жан-Поля в 1968 году на шоу "Ho!" Роберта Энрико, я понял, что мы разделяли одну и ту же боль после его смерти.
Он передал вкус к скорости - опьянение, унаследованное от матери, - Полу, своему сыну, который был гонщиком Формулы-1.
В "Страхе над городом (Peur sur la ville)" Анри Верней предлагает фильм в великих традициях американского триллера, требовательного к себе, что в значительной степени повлияет на каскадерские сцены - включая ту, где Жан-Поль на полной скорости несется в поезде метро, которая остается настоящим моментом антологии.
В своей книге Филипп Дюран пишет: "В руку Бельмондо впился кусок железа, когда он висел в туннеле. Рана была до кости. Ему наложили защитный гипс, после чего он снова отправился в свой забег по крышам метро. При въезде на станцию Жан-Поль принимал вертикальное положение и перебегал с вагона на вагона в вагон, затем снова ложился у входа в следующий туннель. У моста Бир-Хаким, снаружи, Жан-Поль, несмотря на поднявшийся сильный ветер, крикнул Вернейю, чтобы тот увеличил скорость поезда. Это пристрастие к скорости передалось его сыну, который был гонщиком Формулы-1, но и его мать также любила возбуждение, получаемое от скорости. Когда стрелка спидометра машины ее сына подпрыгивала к 200 км/ч, она кричала: "Жми на газ!"
Click to view
"Садись-ка за руль, малыш"... В 1982 году в фильме "L'as des As".
Жан-Поль Бельмондо всегда рисковал. Он больше не считает свои швы, переломы и другие вывихи, он остался жив.
Мишель Жюльен и его отец, Реми, объясняют это его способности к полному сосредоточению. Жан-Поль, безумный шутник, способный на любые эксцентричности, чтобы рассмешить людей, становится серьезным и ответственным, когда дело доходит до выполнения трюка. Никто не доверял мне так, как он, в осуществлении того, что мы представляем себе во время подготовки фильма", - говорит Реми Жюльенн. Как будто он отдавал свою жизнь в мои руки. Успех спортивных подвигов Жан-Поля всегда сопровождался новыми успехами, и продюсеры добавляли к ним еще и еще.
В 1977 году фильм "Животное" Клода Зиди с Ракель Уэлч включал в себя 24 трюка, ставящих под сомнение ситуацию, в которой оказались Жан-Поль, прославленный актер, и его двойник, каскадер, часто забываемый, а иногда презираемый. Ибо замечания носят жестокий характер по отношению к актеру, которого называют сверхталантливым "гимнастом-комедиантом", даже если кассовые сборы постоянно опровергают эти упреки.
Click to view
Раздражаясь, иногда даже сильно злясь, Жан-Поль Бельмондо, несмотря на эту несправедливую критику, никогда не отказывался от ролей, которые позволяли ему реализовать то, что он считал благородной частью своего таланта. В случае с пьесой Жана Пуаре "Joyeuses Pâques" актер-продюсер не хотел, чтобы экранизация выглядела как театральная постановка.
Впервые в его карьере были добавлены трюки, и реформированный дуэт Бельмондо-Жюльен отдался заданию в полной мере и с радостью.
Click to view
В эпизоде перед началом съемок, - говорит Жюльенн, - лодка, которой управлял Бельмондо, должна была на большой скорости пролететь над островом и протаранить помещение таможни. Он держал руль, я нажимал на педаль газа. Из-за ветра наш прогноз вылета - кривая, по которой мы должны были следовать, чтобы достичь цели, - исказилась. Выход становился опасным. Нам пришлось попробовать два или три раза. Наконец, его инстинкт в сочетании с нашим соучастием позволил нам избежать ловушек. Когда все закончилось, мы обменялись долгим взглядом, который, по сути, говорил о том, как сильно мы восхищаемся друг другом и, в то же время, как близко мы подошли к катастрофе!
В этом же фильме другая последовательность вызвала холодный пот у всей команды, и особенно у Жоржа Лотнера, его режиссера. "Жан-Полю пришлось приземлиться на крышу полицейской машины, действие происходило посреди рынка. Четыре камеры для съемки со всех сторон, трамплин, искусно замаскированный для полета Фиата, который Бельмондо хорошо держал в руках, но с первой попытки его скорости не хватило для взлета, и нам пришлось начинать все сначала. При второй попытке, как и ожидалось, автомобиль взлетел на воздух, раздавив две полицейские машины, которые были мишенью. Но при этом Фиат, слегка отклонившийся от траектории, приземлился слишком далеко справа, продолжая мчаться через рыночные прилавки и разрушая все на своем пути. Когда машина остановилась, Бельмондо, чтобы успокоить команду, выпрыгнул из машины, подняв большой палец вверх".
Вместе Жан-Поль Бельмондо и Реми Жюльенн, который умер в январе 2021 года, сняли не менее 14 фильмов. Изюминка шоу? Эта сцена, столь же знаменитая, сколь и эффектная, из фильма Жоржа Лотнера "Le Guignolo" (1980), в которой актер пролетает над Венецией, подвешенный на вертолете...
После более чем 80 фильмов, помимо его таланта, что доминирует, когда вспоминают Жан-Поля Бельмондо, это его настоящая доброта и мужество. Он самый легкий актер для режиссуры, из тех, кто отдает всего себя", - говорит о нем Клод Лелуш. "Мы сняли три фильма вместе. Я не снимаюсь в трюковом кино, но в фильме "Маршрут избалованного ребенка" сцена со львами в Зимбабве была невероятной. Жан-Поль был весь в поту от жары. Он был очень сосредоточен и подошел к ним, не выказывая никаких признаков страха. Если бы он был встревожен, львы почувствовали бы это.
Click to view
Для Реми Жюльена, с которым Бельмондо снялся в 14 фильмах, этот сумасшедший партнер по каскадерскому искусству - не только друг с тысячей воспоминаний о съемочных площадках и хорошей еде, где мужчины "заводят друзей", но и пример для подражания на всю жизнь. В последние годы у меня были серьезные проблемы со здоровьем, - признается каскадер. Два инфаркта миокарда, которые оставили меня подавленным и ослабленным. Я почти отказался от трапа, но, восхищаясь силой, которую Жан-Поль приложил, чтобы остаться в живых, энергией, которую он тратит каждый день, чтобы продолжать быть почти таким же, как прежде, несмотря на то, что с ним случилось, я поднял себя с тем же драйвом, что и он".
(Статья была первоначально опубликована в 2016 году в специальном выпуске Paris Match, посвященном Жан-Полю Бельмондо)