Русские потопили паром "Эстония" в 1994 году?

Jan 13, 2021 08:15

Я хорошо помню это событие, потому что именно тогда работал на Беломорско-Онежское пароходство и был в Гамбурге на выставке.

Она проходила с 27 сентября по 1 октября 1994 года и была моей первой заграничной выставкой, в которой я принял участие в качестве редактора информационного отдела БОПа (Беломорско-Онежского пароходства).

На другой день после нашего заезда в Гамбург случилась катастрофа с паромом "Эстония", и на следующий или третий день после этого на выставке была объявлена по этому поводу минута молчания. Предупреждение о ней было подано за некоторое время до неё, потом - перед самой минутой. Естественно, на английском языке - языке моряков (и не только). Своим я всё загодя перевёл, а вот украинцы, находившиеся за пару стендов от нас, не просекли сути мероприятия, и когда весь огромный зал погрузился в молчание, продолжали смеяться и громко разговаривать, может быть и под парами горилки, поскольку "представительские" напитки на выставках - это правило, а не исключение. Было невыразимо стыдно, в который уже раз, за бывших соседей по соцлагерю.

Но это так, отрывок из воспоминаний, а вот что я прочитал вчера в Мейл-он-лайн. Было набрано аршинными буквами:

Were the Russians to blame for the modern Titanic?
Можно ли обвинять русских в катастрофе современного "Титаника"?



Далее следует машинный перевод, который я лишь немного поправил. Даже такая правка, сам перевод, да и просто копирование и вставки по фрагментам отнимают довольно много времени. Напоминаю, что я перевожу бесплатно, поэтому у меня нет ни времени, ни желания, ни возможности полировать текст и переводить меры весов и длины в метрическую систему. Потому что некоторые особо одарённые комментаторы уже высказывали такие претензии. Фут равняется 30 см примерно, фунт приблизительно полкило.

Судно "Эстония" уже прошло примерно пять часов своего ночного рейса из Таллина в Стокгольм, когда ее капитан Арво Андрессон заметил первые признаки неполадок.



Корабль начал крениться на правый борт, и по мере продвижения по волнам, вздымаемым штормовым ветром на шестиметровую высоту, крен становился всё сильнее. К 1.50 утра той сентябрьской ночи 1994 года 515-футовый паром, то есть по длине он равнялся двенадцати туристическим автобусам, если их поставить вплотную друг за другом, - лежал на боку и начинал уже походить на перевёрнутую черепаху, а экипаж разсылал сигналы бедствия другим кораблям в этом районе. Однако к тому времени, когда прибыли первые спасатели, "Эстония" затонула кормой вперед всего за 25 минут и лежала на морском дне примерно в 280 футах под холодными водами Балтики. Из 989 пассажиров и членов экипажа выжили только 137, и этими ошеломляющими цифрами пестрели заголовки газет по всему миру. Это было второе по смертоносности затопление европейского корабля в мирное время после "Титаника".

Но когда три года спустя официальное расследование причин катастрофы пришло к выводу, что это произошло из-за отказа замков на носовом козырьке (своего рода выдвижном носовом конусе) во время сильного шторма, позволившего миллионам галлонов воды хлынуть на палубу машины, "Эстонии", казалось, суждено было стать просто еще одной сноской в морской истории. Теперь сенсационное новое расследование обстоятельств крушения судна меняет все это. Подводная лодка с дистанционным управлением и камерой, отправленная съемочной группой телевизионного документального фильма в сентябре 2019 года, запечатлела зияющую дыру в корпусе судна, по меньшей мере 13 футов шириной-в корпусе.

Это побудило Юри Ратаса, премьер-министра Эстонии-балтийского государства, в честь которого был назван корабль, - призвать к новому расследованию затопления.
Эту инициативу приветствовал единственный оставшийся в живых британец из Эстонии, 61-летний ландшафтный архитектор пол Барни, который считает, что у нашего собственного правительства есть темные секреты, скрытые в обломках. Его подозрения вполне понятны. Всегда оставалось загадкой, почему Британия была единственным не Балтийским государством, подписавшим эстонское соглашение 1995 года, которое определило место крушения как морскую могилу и запретило кому бы то ни было приближаться к нему, будь то любопытные дайверы, независимые следователи или любознательные журналисты.



Подъём носовых ворот "Эстонии".

Другие подписанты-Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Польша и Россия, чьи граждане составляли основную часть погибших, - имели очевидные национальные и географические интересы в этом деле. Но Великобритания, на борту которой было только двое ее граждан, никогда не раскрывала, была ли она заинтересована в катастрофе и почему согласилась никогда не возвращаться к месту крушения.
Барни смирился с историей, которая включает в себя шпионов, военные секреты и прикрытия, которые не были бы неуместны на страницах романа Джона Ле Карре.



"Более 20 лет выжившие и семьи погибших ждали каких-то ответов о том, что произошло на самом деле", - говорит Пол.
- Возможно, перспектива надлежащего расследования заставит британское правительство наконец сказать правду об Эстонии и о том, в чем на самом деле состояло наше участие.
"Ни для кого не было секретом, что советская военная техника покупалась и вывозилась контрабандой после распада Советского Союза и что Эстония была перевалочным пунктом.

- Почему Британия была единственным не Балтийским государством, подписавшим договор о том, чтобы оставить крушение нетронутым и запретить надлежащее расследование одной из самых страшных морских катастроф в мире? Это странно.
По-видимому, нет никакой возможной гражданской причины для того, чтобы Великобритания подписала этот договор. Единственное объяснение может быть военным. У нас никогда не было объяснений, и сейчас самое время.
Более чем через четверть века после катастрофы он, возможно, вот-вот исполнит свое желание.
Вслед за эстонским призывом к расследованию шведское правительство проводит собственное расследование выводов, сделанных командой норвежских кинематографистов в их исчерпывающем пятисерийном документальном фильме "Эстония: находка, которая меняет все", который только сейчас показывают на канале Discovery+ в Великобритании.
Документальный фильм показывает, что официальный шведский отчет признал, что "Эстония" была использована шведскими военными для контрабанды российской военной техники из эстонской столицы Таллина за несколько недель до потопления. Он также сообщает об обвинениях, сделанных шведским таможенным начальником Леннартом Хенрикссоном, что МИ-6 была вовлечена в эту чрезвычайно чувствительную и потенциально очень опасную контрабандную операцию. Телевизионное шоу называет известного агента МИ-6 Ричарда Томлинсона, который подтвердил эту историю журналисту в 1998 году.
В ТВ-шоу доказательства Томлинсона подкрепляются еще одним неопознанным агентом МИ-6, который утверждал, что паром перевозил информацию о тогдашней передовой российской программе баллистических ракет.
Этот агент также утверждал, что русские предупредили Запад, чтобы он прекратил свою контрабандную деятельность или столкнулся с неопределенными последствиями.
Документалисты опросили двух свидетелей, которые утверждают, что видели военные грузовики и солдат, толпившихся вокруг "Эстонии" в день ее отъезда из Таллина.
Шведский режиссер документального фильма Хенрик Эвертссон, который базируется в Норвегии, сказал, что его команда не смогла найти никого, кто мог бы объяснить, почему британское правительство было единственной Небалтийской страной, подписавшей эстонский договор.
Он говорит, что дыра, которую они обнаружили в корпусе "Эстонии", означала необходимость нового расследования.


На фото: новобранцы финской армии перевозят некоторых жертв катастрофы парома "Эстония" в десантный корабль-амфибию для переброски с острова УТО на материк в сентябре 1994 года.

‘Мы послали подводный беспилотник вниз, потому что чувствовали, что очень важно выяснить, что случилось с корпусом, несмотря на то, что юридически это было запрещено", - говорит он.
- Мы обнаружили огромную дыру в корпусе с правого борта. Она была не менее 4 метров в высоту и 1,2 метра в ширину. Настолько велика, что сначала мы думали, что две трети корпуса куда-то пропали.
"Мы показали кадры к военно-морскому эксперту по взрывчатым веществам и университетскому учёному, который является экспертом по массе и скорости. Мы думаем, что это было какое-то столкновение, но с чем-неясно.
Эта версия событий подтверждается показаниями выжившего Карла Эрика Рейнтамма, который описал, как услышал громкий взрыв, который некоторые охарактеризовали как взрыв, и утверждает, что видел большой белый объект в воде рядом с паромом.
В то время как оставшийся в живых британец Пол Барни долгое время не желал, не имея веских доказательств, верить в теорию о том, что русские военные потопили паром, чтобы остановить контрабанду, теперь у него есть сомнения.
"Первоначально я не думал, что это была грязная игра, но это было в самом начале, а затем у нас были нелепые официальные расследования, которые были фарсом и тянулись годами", - говорит он. - Они ничего не нашли, кроме сорванных носовых ворот.

Источник.

Эстония

Previous post Next post
Up