Надо же какие совпадения бывают. Только посмотрел и даже сгрузил себе
замечательный фильм про тайный Версаль Марии-Антуанетты по ТВ5.
Было бы время, наделал бы скринов, да попереводил.
Но времени нет. Парадокс советско-канадского пенса.
Когда работал - его было почему-то больше.
Но, хватит жаловаться на жизнь.
Пари-Матч сообщил о том, что в прошлую пятницу в Версале состоялось первое представление спектакля "Мария-Антуанетта - судьба одной королевы" (Marie-Antoinette, le destin d'une reine) - именно так, с неопределённым артиклем, откуда и такой мой перевод.
Спектакль сопровождался рассказом Стефана Берна» (Stéphane Bern - фото). Он будет продолжен 5, 6, 11 и 12 июля.
Хорошо бы посмотреть, конечно, но над Парижем я буду только пролетать, как фанера, 11 июля в сторону градов Петра.
Зато есть фоточки от ПМ.
Кто была Мария - Антуанетта и почему она ничего про пирожные не говорила?
Мария Антуанетта (фр. Marie-Antoinette, нем. Maria Antonia Josepha Joanna) (2 ноября 1755, Вена - 16 октября 1793, Париж) была женой французского короля Людовика XVI и дочерью австрийской эрцгерцогини Марии Терезии и Франца I, императора Священной Римской империи.
Во время Французской революции ей оттяпали башку на приборе, лезвие которой усовершенствовал её муженёк, укороченный на непутёвую головёшку на той же машине, подсказав инженеру, что режущую часть лучше сделать косой.
Младший (одиннадцатый) ребенок и любимая дочь Марии Терезии, Мария Антония была воспитана в строгих правилах Габсбургского дома. В 1770 году состоялась ее свадьба с дофином Людовиком, внуком французского короля Людовика XV. Полноценные брачные отношения между молодоженами не могли быть установлены из-за физического недостатка Людовика. Дело могла поправить простая операция, но Людовик решился на нее лишь через несколько лет спустя. Несомненно, этот факт имел важное значение в их отношениях: причинив жене немало огорчений, король впоследствии ни в чем не мог ей отказать.
Хорошенькая и грациозная дофина с удовольствием приняла участие в придворных развлечениях: она играла в придворном театре (впоследствии сыграла Розину в запрещенном мужем-королем «Севильском цирюльнике»), много танцевала, увлекалась музицированием. С первых месяцев пребывания в Версале она показала свой гордый характер, отказавшись наладить отношения с Дюбарри, признанной метрессой Людовика XV. Лишь сам король вынудил ее придерживаться правил этикета. Эта история, вышедшая за пределы двора, заставила говорить о принцессе как об «австрийской гордячке».
Портрет Марии-Антуанетты в возрасте 13 лет, который был отправлен дофину для знакомства с невестой (художник Жозеф Дюкруа, 1769 г.).
Портрет Марии-Антуанетты с детьми (художник Адольф Ульрик Вертмюллер, 1785 г.)
После коронации Мария Антуанетта более отдалилась от старой придворной знати. Она окружила себя небольшим числом избранных, среди которых первое место занимала графиня Полиньяк и ее семья. Королева покидает Версальский дворец и воцаряется в своем интимном кружке в Малом Трианоне. Такое поведение вызывает всеобщее неодобрение - королева настраивает против себя большинство придворных. Не только двор, но и вся страна неприязненно воспринимают новую для Франции ситуацию, когда после столетнего правления тихих, незаметных королев и череды блестящих метресс, Францией управляет полностью подчинившая своего мужа королева.
В 1777 году король наконец решается на хирургическую операцию, и у правящей четы начинается нормальная семейная жизнь. Через полтора года у королевы рождается дочь, затем еще трое детей (к моменту начала революции остались живы лишь двое). Однако это не прекращает распространение порочащих королеву слухов о ее невероятном разврате. За пределами Франции печатаются памфлеты о больших тратах на придворные увеселения, тайных развлечениях в ночном Париже. Особую ярость вызывает «искусственная» деревня в Малом Трианоне. Слухи падают на благодатную почву - экономическое положение Франции ухудшается, королева получает прозвище «мадам Дефицит». Историки предполагают, что, помимо оппозиционеров, в распространении порочащих королеву слухов повинны обиженные ею влиятельные придворные и, прежде всего, граф Прованский, брат короля, будущий Людовик XVIII, которого рождение у королевы наследников лишало надежд занять трон. Заказчиками памфлетов, направленных против королевы, были весьма состоятельные особы, а среди авторов были и такие высокооплачиваемые сочинители, как Бомарше.
В 1785 году престижу королевской семьи был нанесен сильнейший удар. 9 августа у королевы получает аудиенцию ювелир Бомер, который излагает ей историю, известную впоследствии как «дело об ожерелье королевы». Центральным действующим лицом в ней являлась некая Жанна, именовавшая себя графиня Валуа де ла Мотт. Она представляла себя как родственницу королевской семьи и подругу королевы. Сойдясь близко с кардиналом де Роганом, она предложила ему приобрести для королевы уникальное ожерелье, изготовленное ювелирами Бомером и Боссанжем еще для Дюбарри и не раз предлагавшееся ими королеве Марии Антуанетте. Принц крови кардинал де Роган был одно время послом при дворе Марии Терезии, но навлек на себя ее немилость. Мария Антуанетта также не испытывала к нему добрых чувств, а вот Роган мечтал стать ее фаворитом. Для его большей уверенности авантюристка Жанна устраивает ему тайное свидание с актрисой, изображающей королеву и вручает письменный документ с ее подделанной подписью. Кардинал через Жанну начинает выплаты ювелирам, через нее же королеве «передается» колье. Мнимая Валуа присваивает себе и то и другое. Колье она с мужем отправляет в Лондон, где его продают по частям. В эту историю было также замешано еще множество авантюристов, включая Калиостро, через которого была найдена актриса, сыгравшая для кординала роль королевы.
Настоящая Мария Антуанетта получила письменное изложение истории с колье от ювелиров. Она обратилась к мужу с просьбой защитить ее честь. Главным врагом и виновником она считала Рогана, и находившийся всецело под ее влиянием король отдал приказ об его аресте. Арест принца крови вызвал негодование в парижском обществе.
Дело о колье было передано на рассмотрение парижского парламента. Суд полностью оправдал кардинала, Калиостро и мягко отнесся к другим сообщникам. Вся вина была возложена на Жанну. Оправдание кардинала, виновного в том, что он мог предположить, что королева Франции может дать ему тайное свидание, означало приговор легкомысленному (подлинному или мнимому) поведению Марии Антуанетты. Через несколько недель после приговора Жанна бежала из тюрьмы (что было возможно лишь при чьем-то покровительстве). Уехав в Лондон, она выпустила там «Мемуары», полные злобных выпадов против королевы. Практически вся страна была убеждена в вине «австриячки». Престиж династии был основательно подорван.
Арест Людовика XVI и его семьи во время попытки побега в 1791 году (художник Элмор Альфред)
С началом революции, после взятия Бастилии 14 июля 1789 года Мария Антуанетта вела себя гораздо решительнее своего супруга. Она настаивала на вооруженном подавлении восстания. С октября 1789 королева наладила тайную связь с одним из вождей революции, Мирабо. Она же организовала бегство королевской семьи в Варенн 25 июня 1791 года. После его провала Мария Антуанетта пыталась организовать вторжение во Францию войск своего брата, императора Леопольда II Габсбурга. Она мужественно встретила и казнь своего мужа и обвинения в совращении своего девятилетнего сына. 14-15 октября 1793 года состоялся процесс по обвинению «вдовы Капет» (так ее стали называть после казни мужа) в государственной измене. Она была признана виновной и гильотинирована.
Надгробные памятники Марии-Антуанетты и Людовика XVI в аббатстве Сен-Дени
Источник текста и фото. Она этого не говорила!
Марии-Антуанетте приписывают фразу, которую она якобы произнесла, когда узнала, что народу нечего есть: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» В оригинале: Qu’ils mangent de la brioche.
Исторический контекст:
1789 год. Французская революция в разгаре. Парижская беднота бунтует, поскольку у народа нет хлеба, а королева Мария-Антуанетта - бесчувственно безразличная, пытаясь пошутить или просто из природной глупости, - не находит ничего лучшего, как предложить, чтобы вместо хлеба они ели пирожные.
Проблема номер один заключается в том, что это были не пирожные, а бриоши. Согласно Алану Дэвидсону и его «Оксфордскому справочнику по кулинарии», «бриошь в XVIII веке представлял собой лишь слегка обогащенную (за счет скромного количества масла и яиц) булочку, по сути не далеко ушедшую от хорошего белого хлеба».
Так что предложение королевы вполне можно считать попыткой сделать доброе дело: мол, если народ хочет хлеба, дайте им того, что получше. И все бы хорошо, вот только Мария-Антуанетта ничего подобного не говорила. Фраза активно курсировала в печати начиная аж с 1760 года - для иллюстрации разложения аристократии. А Жан-Жак Руссо вообще утверждал, что слышал ее еще в 1740-м.
Последний из биографов Марии-Антуанетты, леди Антония Фрейзер, приписывает это высказывание совершенно другой королеве - Марии-Терезии, супруге Людовика XIV, «Короля-солнце», - хотя в действительности сказать ее мог кто угодно: восемнадцатый век не испытывал недостатка в благородных барынях. Возможно также, что знаменитая фраза вообще была придумана в пропагандистских целях. Известна и еще одна история, согласно которой именно Мария-Антуанетта познакомила Францию с круассанами, якобы привезенными из родной Вены. Нам этот миф тоже представляется маловероятным, поскольку первое упоминание о круассанах во Франции относится лишь к 1853 году. Что интересно, примерно в то же самое время странствующие австрийские кондитеры завезли рецепт слоеного теста в Данию. С тех пор знаменитые «датские плюшки» известны в этой стране как wienerbrod («венский хлеб»).
Источник: "Книга всеобщих заблуждений за авторством Стивена Фрая".