В прошлый раз я остановился на том, как "Полярного Одиссея" старпом Серёга Железнов поставил на прикол на зиму.
Ну вот он там и зазимовал, на причале, где стояли лодки владельцев маломерного флота, то есть катеров типа "Прогресс", "Казанка" и т.п.
Итак, что же это было за судно изначально, я обещал вам сказать?
А раньше этот "пароход", так его называл кэп Дмитриев, хотя понятно, что топился он не паром, а дизельным топливом, назывался СРТ с номером, которого я не помню уже, принадлежал Петрозаводскому рыбозаводу и был списан за ветхостью.
Капитан приобрёл его за 90 рублей. Но хитрый кэп, конечно, не был бы кэпом, если бы отдал свои кровные 90 рублей. Он пообещал вернуть рыбозаводу на эту сумму металлолом. И с выполнением обещания, как и положено на Руси, собирался тянуть три года. Но рыбозавод вдруг уже весной подал в суд, который я, да и Сергей Никулин, сам кэп и кто-то ещё, посещали в качестве свидетелей и ответчика.
Один раз, выполняя это постановление суда, мы даже собрали тонну металлолома где-то по задворкам Петрозаводска.
Я помню хорошо как ловил машину, платил деньгу из своего кармана левому водителю, где-то брали липовую справку, что в металлоломе нет взрывчатых веществ, но одного раза на меня хватило, и больше я металлолом не собирал уже.
Да никто и не настаивал. Как это тогда часто бывало, всё каким-то образом рассосалось и устаканилось.
Пароход стал собственностью клуба "Полярный Одиссей", коий клуб из парохода, собственно, и состоял только.
Потихоньку формировалась и команда. По друзьям, знакомым, конечно.
И встал вопрос о мачте. Судно-то должно вроде как быть парусным, хотя бы частично, то есть, когда ветер в корму бы дул.
Таков был замысел капитана, потому что на дизельном СРТ (Среднем рыболовном траулере) идти в поход вроде не совсем ильфо.
Вначале хотели получить порубочный билет на ёлку в лесу. Оказалось, что задача эта близка к невыполнимой. Елка-то должна быть недалеко, ну хотя бы километров 20 от города максимум. А кто даст пилить её в пригородном лесу? Никакой лесхоз не даст.
Думали о дереве, которое бы уже было спилено, допустим, при дорожном строителстве, расширении дороги и т.п. Ничего не получалось. И тогда меня осенило! Каждый год в Петрозаводске на полощади Кирова ставили здоровенную ёлку! Там даже дырка в асфальте есть специальная, глубиной в полроста человека. Потом-то городским властям её надо всё одно везти, пилить на куски, утилизировать. А тут мы бы сами всё сделали...Ну, быстренько, по-моему у нас был таким тараном-просителем некто Юра Русанов, секретарь петрозаводского горкома комсомола, поговорил с кем надо, дали добро на спилить. Кэп совершенно без зазрений совести этого Юру теребил на всё: один раз тот даже типа обиделся за то, что капитан попросил у него посодействовать в достаче пожарного топора и ведра.
Но на кэпа это слабо действовало, тут же выкатывалась следующая просьба.
А ту новогоднюю ёлку я помню, сам пилил двуручной пилой где-то в первых числах января, потом её уронили, поймали какой-то левый хлыстовоз, дали шофёру десятку, он и привёз на берег. Оттуда уже не было труда ёлку тащить к кораблю. Вот и тащили. Впереди - кэп, за ним Коля, про которого я помню только, что у него была жена - немка и он был простой, как валенок. Проще я не видел вообще людей. Потом старпом Серёга Железнов, а замыкает Юра то ли Поляков, то ли как -то так. Он был лётчик и летал на кукурузнике типа АН-2. Почему-то тут на снимке две ёлки, откуда взялась другая, я уж и не помню, но факт то, что грот-мачта была из новогодней, из моей идеи рожденной.
Старую мачту положили и потом, наверное, разобрали-распилили на металлолом, а новую стали дружно шкурить, тесать и полировать.
Капитан давал ценные указания, но надо сказать, и работал больше всех. Ну, может, Серёга Железнов столько же пахал.
Второй слева в шапке на снимке выше стоит приятель Серёги - Стас. Оговорюсь, что снимки я не ретушировал, а может даже и с негативов сделал сканы, поэтому лезет всякий волос, пыль и грязь. Неважно.
Исторические снимки так и должны вываливаться, в первоснятом виде.
Юра, (апдейт от октября 2018, вспомнил, Полняков его фамилия, жив-здоров на этот момент, видел в соцсетях), Сергей, Стас.
Капитан мерит толщину будущеё мачты. Во всём полагается на свои чувства и ощущения.
О главном навигационном приборе, которым являлась жопа капитана - её портрет которой Саша Захаров, кинооператор, рекомендовал повесить в рамочке в кают-компании после одного эпизода, который, возможно, спас наши души, я ещё расскажу.
Всему своё время.
Ложится на покой старая стальная мачта.
Новая готовится занять её место.
А это, по-моему, делается бушприт.
Вот наша команда, кого помню, слева направо, спиной Коля, лётчик Юра Полняков (заслонён Колей), парень в чёрной ушанке в упор не помню кто такой, но потом он отколется и до плавания не доживёт, так что неважно, Кэп Дмитриев. Дальше, в спортивной шапочке с помпоном - Миша Данков, научный сотрудник Краеведческого Музея (и посейчас). Белокурый Серёга, не помню его фамилии, молодой парень, Стас. Спиной стоит Серёга Железнов.
Работ, конечно, много было. Капитан варил всё сам. Ювелирно работал, мастер на все руки, чо.
Это было счастливое время, когда до конца советского союза оставалось больше пятилетки, поэтому металл, электричество просто не считали, воровали без проблем, страна была богатой, счетов никто не присылал. А если присылали, то оплачивал тот же клуб любителей водного спорта, наверное.
Миша Данков везёт кору с мачты на берег, в отходы
Стас сверлит что-то электродрелью. Перенапрягся и стал светиться.
Шутки шутками, но потом, года через три после этого плавания, когда капитан и клуб уже обрастёт жирком и начнет строить свои деревянные суда, одного наёмного рабочего убъёт током прямо на борту свежепостроенного новодела.
Будут в клубе и другие смерти, о которых напишут в прессе.
Но ваш непокорный слуга уже к тому времени прочно отойдёт от всех этих дел. Я увлекусь велопробегами, своеё телекомпанией "Петронет", на которой, кстати, сделаю фильм о строительстве коча "Святитель Николай". Но это будет потом, в 1993-1994 году. Пока же идёт и будет идти на протяжении нескольких моих постов, 1986 год.
Часть 1. Часть 2.