Почему мы должны мучиться, читая этот насыщенный мало- или совсем непонятными терминами текст и зачем мы должны забивать этим свою голову, разве нет других забот? Мне кажется, помучиться все-таки стоит, поскольку речь идет о понимании механизмов, которые в конечном счете определяют, как долго и в каком виде мы будем оставаться на этом свете.
Давайте по порядку. Предварим сюжет списком действующих лиц и исполнителей пьесы с условным названием «Качество жизни, да и сама жизнь». Некоторые из них очень популярны и их все прекрасно знают, другие известны меньше, некоторые вообще мало кому знакомы. В порядке узнаваемости: инсулин, инсулиноподобный фактор роста (ИФР), гормон роста (ГР) и уж совсем редко упоминающиеся PKA, Ras или Ras/PKA, TOR-S6 kinase.
Впрочем, прежде чем рассказывать о малопонятных и скучных терминах и чтобы вы не закрыли немедленно этот текст, я, по примеру школьных учителей, столкнувшихся с полным безразличием класса к теме урока, начну с чего-нибудь живого и интересненького.
Как вы думаете, что общего между живущей в Эквадоре небольшой группы людей с генетическим отклонением, так называемым синдромом Ларона, и, к примеру, дрожжами, точнее, дрожжевыми грибками, а еще точнее - одноклеточными микроорганизмами, из которых эти дрожжи состоят? В обычных условиях - ничего, разве что и те, и другие относятся к живой материи. А вот если провести над дрожжами определенные эксперименты, как это сделали исследователи под руководством доктора Вальтера Лонго, директора Института долголетия в университете Южной Калифорнии, то возникают очень сильные аналогии. В чем же они состоят? В аномально высокой продолжительности жизни как у одноклеточных дрожжей, так и у вполне многоклеточных носителей синдрома Ларона - здесь у них полное совпадение. Но есть и огромная разница.
Суть экспериментов над дрожжевыми грибками заключалась в том, что их посадили на полуголодную диету, которая оказалась ингибитором (Ингибитор (лат. inhibeo, inhibitum - сдерживать, останавливать) - общее название веществ, подавляющих или задерживающих течение физиологических и физико-химических (главным образом ферментативных) процессов.) двух генов, RKA и Ras, и одного энзима, или фермента, TOR-S6 kinase.
Первые два гена обеспечивают метаболизм сахара, а фермент - метаболизм белков. Опыты, проведенные затем на мышах, убедительно продемонстрировали следующее: такое снижение активности этих мало о чем нам говорящих генов и ферментов приводит к вполне понятным и ощутимым результатам - продолжительность жизни драматически повысилась, у дрожжевых грибков - аж в целых пять раз!
Грибкам и позже присоединившимся к ним мышам ради своего долгожительства пришлось немного помучиться, чего не скажешь про носителей синдрома Лонга. Эти, с носителем синдрома, ни в чем себе не отказывают: едят что попало, пьют, гуляют, безобразничают как могут, и все им сходит с рук. Не бывает у них ни диабета, ни рака - вообще мало чем болеют. Только не спешите им завидовать. Эти отчаянные, рисковые ребята свой жизненный ресурс редко когда выбирают: то пьяная драка, то гонки с фатальным исходом - словом, вечно с ними что-то не так.
Обратная сторона медали синдрома Лонга - аномально низкое количество рецепторов гормона роста на клеточных мембранах и, как следствие этого, рост людей, носителей этого синдрома, никогда не превышает 120 см. То есть презрительное выражение «метр с кепкой» в их случае в точности соответствует действительности. Ну как, больше не завидуете?
Вот видите, мы уже самые малопонятные термины RKA, Ras, TOR-S6 kinase рассмотрели и ничего страшного не случилось. Пойдем дальше.
Дальше будем двигаться уже без двух генов, тех, которые отвечают за метаболизм или, точнее сказать, за sugar pathway. Pathway - это универсальное понятие в молекулярной биологии, которое означает путь реакции, который, в отличии от обычных химических реакций, никогда не бывает столбовой дорогой, а ассоциируется скорее с многоступенчатой извилистой тропинкой - на каждом повороте свой энзим.
Зачем нам думать об этих «сахарных» генах? Читающие этот пост - народ бывалый и прекрасно знают, что с сахаром и со всем, что с ним связано, нам не по пути. Поэтому отряд не заметит потери бойца. А вот на ферменте TOR-S6 kinase, ответственном за pathway белков, придется задержаться, и надолго.
Расхожее представление, что при онкологии самое вредное - сахар, простые углеводы и иже с ними, верно, но только частично.
Здесь я хотел бы скромно заметить, что какой же все-таки я молодец. Еще три года назад, в марте 2015, поместил здесь пост «Плохой/хороший белок: диета и химиотерапия».
https ://montreal15.livejournal.com/11561.html Советую освежить его в памяти, и заметьте, ведь в то время у меня не было ни малейшего понятия о ферменте TOR-S6 kinase, а теперь, узнав о нем, я бы мало что изменил в тексте того поста.
Суть его в том, что белки, животные белки, в определенных обстоятельствах могут оказаться ничем не лучше собирательного сахара. Почему? Причин много, о них там говорится подробно, но одну назову, поскольку она затрагивает еще одно упомянутое здесь понятие - инсулиноподобный фактор роста (IGF-1), генерируемый печенью не только в ответ на вброс в кровоток инсулина (собирательный сахар), но и тогда, когда мы потребляем животные белки. И печень генерирует не только его, но и тот самый гормон роста, рецепторы на который как раз и отсутствуют (точнее, их очень мало) у счастливых или несчастливых носителей синдрома Ларона.
И в чем же тут дело? Все просто: нет у них этих рецепторов, ростом они не вышли. А почему же они не болеют и почему же, главное, у них рака не бывает? Все дело в этом энзиме - TOR-S6 kinasе. Он, как дирижер в оркестре, задает музыку. Появляется в клетке гормон роста - это одна мелодия, все направлено на клеточный рост; нет гормона роста - все, смена партитуры, усилия всего клеточного хозяйства направляются на ремонт всего, что в клетке сбоит.
Точности ради можно отметить, что TOR очень важный, но не единственный, кто там управляет оркестром, есть и другие, например, MPK pathways, но, рассматривая их, можно залезть в такие дебри, из которых потом не выберешься. Поэтому рисковать не будем, а вернемся к выводам, полученным доктором Лонго.
Он сравнил результаты, полученные на мышах, которые в результате применения к ним специальной диеты оставались с очень низким гормоном роста, зато долго жили, с носителями синдрома Ларона, которые, напротив, ни в чем себе не отказывали, но из-за недостатка рецепторов на гормон роста могли также долго и счастливо (без болезней) жить. Из этого сравнения последовал вполне логичный вывод: продолжительность и качество жизни прямо коррелирует с гормоном роста или количеством рецепторов на этот гормон.
Но если с количеством рецепторов ничего сделать нам не дано, то позаботится об уменьшении количества гормона роста мы вполне можем. Это особенно уместно для раковых больных, и это не просто общие соображения. Отнюдь.
«One of the strong recommendations in Longo's book is to actively incorporate the fasting mimicking diet if you're undergoing treatment for cancer. Not only will it radically improve the effectiveness of the cancer therapy, but it will also decrease its side effects.» - «Один из самых серьезных выводов, сделанных в книге др. Лонго, заключается в предложении инкорпорировать диету, имитирующую голодание, тем, кто находится в процессе лечения рака. Это не только радикально улучшит раковую терапию, но и уменьшит бремя побочных эффектов.»
Серьезное, обязывающее заявление. На чем оно основано? На многолетней работе с ведущими американскими онкологическими центрами. И это совместный вывод группы исследователей доктора Лонго и практикующих врачей онкологов.
Еще одна цитата. «Now there are a number of new clinical trials that are almost finished, with hundreds of patients and fasting mimicking diets. So those, I think, are going to be conclusive … [In cases of] more advanced cancer, metastatic, [where] there are really not many options … we said the oncologist should seriously consider doing the fasting mimicking diet together with standard of care. And that's the beauty of this [diet]. It works very well with standard of care». - «Определенное количество новых клинических испытаний с участием сотен пациентов, практикующих имитирующую голодание диету, практически завершено. Мне кажется, мы можем прийти к заключению. Для продвинутых, метастазных случаев рака, где действительно очень мало опций, онкологам следует серьезно озаботится применением этой диеты совместно со стандартным лечением. В этом и прелесть этой диеты: она прекрасно работает со стандартной терапией.»
Остается рассказать, что же это за таинственная имитирующая голодание диета, откуда она произошла. Я думаю, из гуманизма. Ведь проще всего существенно снизить уровень гормона роста можно простым водным голоданием, и отчаянные здоровые люди так и делают: садятся в течение пяти дней на одну воду. Но согласитесь, мало кому это может понравиться, особенно тем, кто обременен болезнями, и уж тем более раковым больным.
Скажу о своем опыте. Будучи пациентом др. Гонсалес и, следуя протоколу, я был вынужден раз в три месяца садится не на водную, а на соковую (яблочный или смесь цитрусовых соков) диету. Вот сколько времени уже прошло, но эти соки иначе как с отвращением не вспоминаю.
Куда проще и приятнее «диета, имитирующая голодание»: она включает в себя ежемесячное ограничение в течении пяти дней потребления калорий от 800 до 1100. Только не нужно забывать: никакого собирательного сахара и ограничение потребления белка.
В чем это практически выражается? Предваряя вопрос из третьего микрофона, «а что вы сами делаете и делаете ли вообще?» Делаю, мне это не сложно: вношу небольшое изменение в свою гибридную диету.
https ://montreal15.livejournal.com/32787.html Завтрак оставляю без изменений - это святое, а обед, он же ужин, нет, врагу не отдаю, но оставляю только брокколи и цветную капусту на пару, а в суперкофе и суперчае сливочное масло заменяю на кокосовое молоко. Конечно, не так вкусно, но всего пять дней в месяц можно и потерпеть.
И в заключении - книга для особо любознательных: "
The Longevity Diet: Discover the New Science Behind Stem Cell Activation and Regeneration to Slow Aging, Fight Disease, and Optimize Weight " - «Диета долголетия: Откройте для себя новые научные исследования, стоящие за активацией и возрождением стволовых клеток, замедлением старения, противостоянию болезням и оптимизации веса».