Мы часто стремимся направлять своих детей, но Мария Монтессори была убеждена, что лучше следовать за ними.
Сколько времени вы проводите, наблюдая за малышом? Не присматриваете за ним, пока занимаетесь чем-то другим, а целенаправленно и полностью сосредотачиваете своё внимание на нём в течение длительного времени. Лучший способ начать использовать принципы Монтессори в воспитании ребёнка - сесть и понаблюдать, на что он смотрит, что говорит, что делает. Дети могут многое нам «рассказать» о своих потребностях и интересах, если мы найдём время обратить на них внимание.
Как наблюдать за ребёнком
Возможно, имеет смысл завести дневник. Регулярно выделяйте время на наблюдение за ребёнком. Устройтесь удобно неподалёку, чтобы хорошо видеть и слышать его и других детей с которыми он играет. Делайте заметки о том, что видите: со временем у вас соберётся интересная коллекция записей о поведении ребёнка в разном возрасте. Вдобавок это поможет вам заметить новую модель поведения. Старайтесь интерпретировать поведение ребёнка. Если вы заметили, что у него появилось новое увлечение, подумайте, что ему предложить, чтобы поддержать и усилить интерес.
За чем наблюдать
Наверняка известно одно: по мере взросления предпочтения, интересы и способности ребёнка меняются непредсказуемо. Каждый раз, когда вы наблюдаете за ним, постарайтесь забыть о том, как он вёл себя раньше, и сосредоточьтесь на том, что происходит сейчас.
Обратите внимание, какие игрушки он выбирает. Как он ими пользуется? Предпочитает ли он играть один или в компании других детей? Замечаете ли вы со временем характерные особенности в его поведении? Понаблюдайте, как ваш ребёнок передвигается по дому: спокойно и аккуратно или шумно и сбивая всё на своём пути? Есть ли в доме комната, которая особенно нравится ему? Что его там привлекает?
Обратите внимание, какая еда больше нравится ребёнку. Может ли он пить из чашки, не обливаясь, правильно пользоваться столовыми приборами? Как он ведёт себя во время приёма пищи? Когда он хочет поделиться с вами, как прошёл его день?
Во время наблюдений постарайтесь не вмешиваться в занятия ребёнка. Цель в том, чтобы понять, что он делает, а не поправлять его.
Тим Селдин «Энциклопедия Монтессори»
Фото:
Международный Монтессори-центр «Отрада»