Шоппинг с детьми: как научить ребёнка покупать и выбирать

Apr 18, 2018 21:33


В магазине родители часто задаются вопросом, где допустимые границы свободы: то ли разрешить ребёнку выбирать то, что он хочет, то ли позволить ему примерять только то, что выбрали взрослые. На самом деле, оба варианта - крайности. Не стоит впадать ни в одну из них. А найти золотую середину каждый должен сам для себя. Попробуем это сделать.




Покупая одежду и обувь, нам важно учитывать несколько аспектов:

· необходимость определённых вещей;

· их стоимость;

· функциональные особенности, в т. ч. качество, внешний вид (цвет, стиль).

Естественно, по каждому из этих пунктов у родителей и детей может быть разное мнение. Важно, чтобы взрослый обозначил ребёнку границы выбора.
Покупка определённых вещей

Если вы пришли покупать пуховик, то как бы ни хотелось сыну или дочке получить футболку, основная покупка - это пуховик. Именно это важно обозначить до того, как вы зашли в торговый центр.

Возможно, что вы купите что-то дополнительно, например, если на какой-то товар будет скидка, но гарантировать этого ребёнку не можете. Вспомните вместе Шарика из Простоквашино, который купил себе вместо валенок кеды, потому что они «красивее».

При этом, дорогие читатели, я хочу обратиться к вашему личному опыту. Сколько раз было, когда вы шли в магазин, например, за зимней курткой и вдобавок к ней покупали шарфик или перчатки? Потому что понравилось или было со скидкой. Вспомнили?

Теперь вспомните свои эмоции от новой вещицы. Как правило, это удовольствие, радость и удовлетворение. Даже спустя некоторое время вам приятно вспоминать, что вы побаловали себя.

Давайте вернёмся к совместному шоппингу с детьми. Имеет ли ребёнок право (не каждый раз, конечно) на такое удовольствие? Мне кажется, да.

Если я везу одного из своих сыновей покупать вполне конкретную вещь (школьную форму, например), которая ему кажется не слишком нужной (его не беспокоит, что брюки стали коротки), я чётко обозначаю, почему мы едем за покупками. Я выражаю понимание того, что его всё устраивает, но объясняю, что есть социальные нормы, которым стоит подчиняться. Например, некрасиво, когда человек носит пиджак с короткими рукавами.

Но я понимаю, что мы, скорее всего, потратим больше. Пока я выбираю вещи для примерки, сын тоже что-то присматривает. Не раз бывало, что мы, кроме основного предмета, покупали футболку или что-то ещё.



Цена

Не так много людей, для которых цена не имеет значения. Большинство из нас планирует бюджет и покупает предметы определённой ценовой категории. Однако дошкольники, к сожалению, пока не могут осознать, почему нельзя сделать дорогую покупку. Поэтому лучше сразу выбирать магазины определённой ценовой категории.

Не стоит ходить с детьми туда, где продаются слишком дорогие для вас товары. Это принесёт разочарование и вам, и ребёнку. Но даже в одном магазине могут встретиться предметы разной стоимости. И здесь нужно чётко обозначить детям границы. Вы можете предложить им выбрать из нескольких вещей либо, если они уже хорошо знакомы с цифрами, обозначить границу стоимости, выше которой заходить нельзя.

Однако мне также хочется обратить внимание на то, что иногда мы, планируя покупки, всё-таки приобретаем более дорогие вещи, нежели собирались. Порой это вполне оправдано какими-то рациональными соображениями (более высокое качество) или нашими эмоциями.

Может быть, чадо выберет что-то, что стоит дороже, нежели вы предполагали. Оцените свои финансовые возможности, посмотрите на ребёнка. И примите то решение, которое кажется вам правильным именно в этот определённый момент.



Функциональность

Функциональные особенности, в том числе качество, весьма важны при выборе одежды и обуви. Конечно, вы не купите детям вещь, если по каким-то причинам она неудобна или не предназначена для ваших нужд. В этом случае важно просто и честно объяснить, почему именно этот предмет вы не купите.

Если девочка выбрала красивые туфельки на каблучках, то, с эстетический точки зрения, её можно понять. Но такая обувь не выдерживает критики, с точки зрения ортопедии. В этом случае придётся взять несколько пар обуви и объяснить дочке, чем качественная обувь отличается от некачественной. Рассказать, как туфли можгут портить стопу и так далее.

То же самое касается и качества одежды. Помню, как моя мама отговаривала меня, подростка, от покупки. Она просто брала вещь, выворачивала её наизнанку и показывала торчащие нитки, слишком маленький отступ строчки от края, неровные строчки. Некоторое сожаление от того, что не купили модную вещь, оставалось, но приходилось признать, что мама права.

А если ваш сын выбрал комбинезон, который состоит из штанов и куртки, в то время как вы планировали купить цельный (или наоборот), задумайтесь, стоит ли настаивать на вашем варианте. Если в целом речь идёт о качественной вещи, то лучше дать ребёнку выбрать самому.
Внешний вид

Внешний вид покупаемой одежды часто становится камнем преткновения. Взрослые имеют свои представления о том, как должны выглядеть их дети. При этом у детей своё мнение.

Сначала я хочу привести вам небольшой отрывок из замечательного произведения Астрид Линдгрен «Мадикен и Пимс из Юнибаккена»:

Мадикен так благодарна маме, которая позволила ей заказать платье как у принцессы, хотя сама мама считает, что Мадикен следовало бы надеть на экзамен матроску и матросскую шляпку.

- Ты такой тип, понимаешь? - объясняет мама.

Но Мадикен совсем не хочет быть таким типом. Она хочет быть другим - в белой кружевной шляпке с полями, усыпанными розовыми шёлковыми розочками, как раз такую шляпку ей и дарят.

- Ведь я же понимаю, что это не подарок, а маленькое блаженство, - улыбается мама.

Мы, действительно, не будем покупать детям кеды вместо сапог, не согласимся купить некачественную вещь, с большой вероятностью откажем в слишком дорогой покупке. И не стоит беспокоиться, что эти ограничения причинят детям вред. Здоровые границы нужны ребёнку.

Но при этом ему нужна и определённая доля свободы выбора. И если исходить из принципа адекватности, то именно за детьми остаётся выбор цвета и фасона одежды и обуви.

Возможно, выбор ребёнка повергнет вас в культурный шок. Но посмотрите на него в этот момент. Если он светится как Мадикен из примера выше, то, полагаю, что эта покупка крайне важна для него. А если вы видите, что ребёнок выбрал что-то и при этом этот выбор не является значимым, вы можете предложить ему рассмотреть другие варианты. Просто предложите примерить ещё пару-тройку вещей. Часто дети с интересом откликаются на новые варианты просто потому, что не заметили их.

Можно ненавязчиво обратить внимание чада, что выбранная им вещь не сочетается с другими предметами его гардероба. Таким образом вы учите не просто выбирать, а учитывать, что одежду необходимо сочетать по цвету и стилю.

В психологии покупательского поведения нет каких-то однозначных правил, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Важно помнить, что нужно уважать детские желания. Не стоит настаивать на чём-то, что не так уж принципиально. При этом детям важно иметь некоторые границы, в том числе и в покупательском поведении. Не бойтесь их ставить, ведь границы есть и в реальном мире. Их обязательно нужно учитывать.

Автор: Юлия Гусева

Previous post Next post
Up